Состояние здоровья школьников» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кебратская средняя общеобразовательная школа».

 

 

 

 

Утверждено 

Приказ  МБОУ  «Кебратская  СОШ»
от 25.07.2011 №111

 

 

Положение о мониторинге  «Состояние здоровья школьников»  в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Кебратская  средняя  общеобразовательная  школа».

 

 

1.Общие положения.

1.1.Настоящее положение определяет цели,  задачи,  направления  мониторинговых  измерений о  состоянии  здоровья  школьников в муниципальном  бюджетном общеобразовательном учреждении «Кебратская  средняя  общеобразовательная  школа»  

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании»,  на  основании  приказа  Министерства  образования  и  науки РФ  от 28  декабря  2010г.  № 2106  «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников",  приказа  Министерства  образования  и  науки РФ  от 30  августа  2010г.  № 889  « О  внесении  изменений  в  Федеральный  базисный  учебный  план и  примерные  учебные  планы  для  образовательных  учреждений РФ,  реализующих  программы  общего  образования,  утвержденные  приказом  Министерства  образования РФ», приказа  Министерства  образования  и  науки РФ от  9  марта  2004г. №1312 «Об  утверждении  базисного  учебного  плана и примерных  учебных  планов  для  образовательных  учреждений РФ,  реализующих  программы  общего  образования», внутришкольной  программы  «Здоровье  школьника»   с целью  мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

1.3.Используемая   методика комплекс­ной оценки здоровьесберегающего образовательного про­цесса  строится на основе наиболее простых, до­ступных и дешевых методических приемов, которые могут быть реализованы в каждом образовательном учреждении.  Это  такие  методики  как анкетирование, наблюдение, тестирование,  беседы. Данный  мониторинг  проводится силами сотрудников. В их число в обяза­тельном порядке  входят администратор, медицинский работник, классные руководители, преподава­тель физической культуры.

Важным фактором успешности мониторинга состояния здоровья и учебной нагрузки обучающихся является взаи­модействие с их родителями, которые располагают многи­ми сведениями, имеющими порой решающее значение для комплексной оценки, особенно когда речь идет о вне­школьных (социобытовых, семейных) факторах риска и о поведенческих реакциях ребенка за стенами школы.

Методика должна обеспечивать широкий, комплексный и объективный анализ состояния здоровья, условий жизни и обучения, здоровьесберегающей активно­сти образовательных учреждений, учебной нагрузки, двига­тельной активности, физического и моторного развития обучающихся.

    

2. Цель  и  задачи.

Цель  мониторинга: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся.

Задачи:

1)      выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школь­ной среды;

2)       определение мероприятий по пре­дупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоро­вье воспитанников школы;

3)      прогнозирование состояния их физического здо­ровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредст­венная реализация этих решений.

3.  Направления  мониторинга:

1)      «Физическое воспитание»;

2)      «Физическое развитие учащихся»;

3)      «Хронические болезни учащихся, простудные заболевания»;

4)      «Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся»;

5)      «Организация учебного процесса   с точки зрения вопросов здоровьесбережения».

 

Направление «Физическое воспитание»

Задачи:

1)оценка физической подготовленности учащихся (бы­строта, сила, выносливость, скоростная сила);

2)разработка системы мер по ее улучшению.

 

-составляются таблицы возрастных оценочных нормативов для мальчиков и для девочек;

-на каждого ученика из класса заводится карта физической под­готовленности;

-подсчитывается количество пропущенных уроков физкультуры учащимися с учетом причин этих пропусков;

-отслежи­вается занятость учащихся в школьных спортивных секциях;

-разрабатыва­ется система мер по улучшению нормативных показателей и привлечению учащихся в систему физкультурно-оздоровительных мероприятий школы (спортивные секции, дни здоровья, соревнования, занятия в тренажерном зале, специальные группы по лечебной физкультуре).

 

Направление «Физическое развитие учащихся»

Задачи:

1)      медицинское измерение физического развития уча­щихся (вес, рост, динамометрия, спирометрия);

2)      анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка, разработка и принятие мер по устранению вы­явленных отклонений.

-сбор информации  по  медицинскому  измерению, обработка данных;

- анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка и представление данных классному руководителю.

 

Направление «Хронические болезни учащихся, простудные заболевания»

Задачи:

1)выявление и фиксация хронических заболеваний учащихся;

2)определение групп здоровья;

3) составление информационной базы хронических заболеваний учащихся;

4)разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся.

 

-составляется информационная база о видах заболеваний уча­щихся (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, пищевари­тельного тракта, органов слуха, зрения и т.д.);

 -составляется общая картина состояния здоровья воспитанни­ков школы, сколько учащихся можно считать практически здоровыми, сколько имеют те или иные отклонения в здоровье и нуждаются в оздоровительных мероприятиях;

-выявляются тенденции по уровню здоровья, проводится ана­лиз динамики заболеваемости детей за несколько лет;

-прогнозирование мер, направленных на рас­ширение багажа знаний учащихся и их родителей в области сохранения и укрепления физического здоровья.

 

Направление «Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся»

Задачи:

1)      организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений;

2)      разработка мер по оздоровлению микро­климата в школе.

 

Здоровье человека в значительной степени определяется состояни­ем микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, уровня влажно­сти, противошумовых мероприятий, очистки воздуха.

В мониторинг уровня комфортности в школе входят вопросы по на­блюдению и изучению организации питания, степени освещенности в учеб­ных кабинетах, рекреациях, анализ норм покраски стен (цвета, токсичности, пожарной безопасности), соблюдения воздушного режима (температура, влажность), соблюдение санитарно-гигиенических норм (план проветрива­ния, влажной уборки, рациональная организация труда и отдыха), соответ­ствия школьной мебели возрасту учащихся, правильность расстановки ме­бели, расположения классной доски, соблюдение техники безопасности, предупреждение травматизма, анкетирование учащихся с целью выяснения эмоциональной оценки восприятия школьных помещений, их визуальной комфортности.

 

Направление  «Организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения»

Задачи:

1)      отследить и проанали­зировать организацию учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения;

2)      внести своевременные коррективы в деятельность педагогического коллектива:

-  анализ  учебного  плана  и  расписания;

-  анализ дозировки домашнего задания;

-  диагно­стика здоровьесберегающей направленности уроков;

- анкетирование, тестирова­ние с целью выявления факторов, влияющих на уровень физического здоро­вья учащихся (усталость, перегрузки), определения их видов (физические, умственные, психические, моральные) и причин (психоэмоциональные стрессы,  несоблюдение  санитарно – гигиенических  процедур,  увеличение  учебных  нагрузок,  нарушения  в организации  питания), определяются  объективные  причины,  мешающие  устранению  этих  факторов.

Вся   информация по данному направлению  дово­дится до сведения учащихся, родителей и учителей.

4.Методы и способы технических решений.

Анкетирование:

— учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная ак­тивность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения);

— родителей (анамнез учащегося, социально-экономи­ческий статус семьи, поведение ребенка);

— учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных предметах, знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обу­чении);

— классных руководителей (распределение учащих­ся по группам здоровья, группам риска, поведение ребенка в школе, динамика поведения учащихся в течение учебной недели, четверти или триместра, года, контакты с родителя­ми проблемных учащихся);

— медицинских работников  ФАПа (структура заболеваемости уча­щихся; профилактические мероприятия и схема их прове­дения; контроль за динамикой заболеваемости детей, при­надлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе — часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях);

—  руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения; включая потенциально вред­ные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; органи­зация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение САНПИНов; специальные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с ор­ганами социальной защиты, ИДН. Тестирование:

— физического развития — по стандартным методи­кам силами медицинского персонала ФАПа;

—  двигательной подготовленности — в рамках школьных уроков физической культуры по стандартизо­ванному комплексу тестов.

Наблюдение:

—  за поведением детей в процессе учебной деятель­ности — осуществляют учителя - предметники, классные  руководители.

Беседы:

— с педагогическими и медицинскими кадрами ФАПа — разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению эффективнос­ти здоровьесберегающей деятельности учреждения;

— с родителями — разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к ученикам, реко­мендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, пла­нируемых и проводимых в семье;

— с учащимися — объяснение порядка заполнения ан­кет и выполнения других действий, необходимых для кор­ректного проведения исследований, индивидуальные бесе­ды с детьми группы риска.

Экспертные методы:

— преобразования качественных показателей анкети­рования в количественные показатели для осуществления статистического анализа:

— оценки эффективности технологий здоровьесбе­режения, действующих в образовательном учреждении.