Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
|
|
Утверждено Приказ МБОУ «Кебратская СОШ»
|
Положение о мониторинге «Состояние здоровья школьников» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кебратская средняя общеобразовательная школа».
1.Общие положения.
1.1.Настоящее положение определяет цели, задачи, направления мониторинговых измерений о состоянии здоровья школьников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кебратская средняя общеобразовательная школа»
1.3.Используемая методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса строится на основе наиболее простых, доступных и дешевых методических приемов, которые могут быть реализованы в каждом образовательном учреждении. Это такие методики как анкетирование, наблюдение, тестирование, беседы. Данный мониторинг проводится силами сотрудников. В их число в обязательном порядке входят администратор, медицинский работник, классные руководители, преподаватель физической культуры.
Важным фактором успешности мониторинга состояния здоровья и учебной нагрузки обучающихся является взаимодействие с их родителями, которые располагают многими сведениями, имеющими порой решающее значение для комплексной оценки, особенно когда речь идет о внешкольных (социобытовых, семейных) факторах риска и о поведенческих реакциях ребенка за стенами школы.
Методика должна обеспечивать широкий, комплексный и объективный анализ состояния здоровья, условий жизни и обучения, здоровьесберегающей активности образовательных учреждений, учебной нагрузки, двигательной активности, физического и моторного развития обучающихся.
2. Цель и задачи.
Цель мониторинга: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся.
Задачи:
1) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды;
2) определение мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы;
3) прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.
3. Направления мониторинга:
1) «Физическое воспитание»;
2) «Физическое развитие учащихся»;
3) «Хронические болезни учащихся, простудные заболевания»;
4) «Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся»;
5) «Организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения».
Направление «Физическое воспитание»
Задачи:
1)оценка физической подготовленности учащихся (быстрота, сила, выносливость, скоростная сила);
2)разработка системы мер по ее улучшению.
-составляются таблицы возрастных оценочных нормативов для мальчиков и для девочек;
-на каждого ученика из класса заводится карта физической подготовленности;
-подсчитывается количество пропущенных уроков физкультуры учащимися с учетом причин этих пропусков;
-отслеживается занятость учащихся в школьных спортивных секциях;
-разрабатывается система мер по улучшению нормативных показателей и привлечению учащихся в систему физкультурно-оздоровительных мероприятий школы (спортивные секции, дни здоровья, соревнования, занятия в тренажерном зале, специальные группы по лечебной физкультуре).
Направление «Физическое развитие учащихся»
Задачи:
1) медицинское измерение физического развития учащихся (вес, рост, динамометрия, спирометрия);
2) анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка, разработка и принятие мер по устранению выявленных отклонений.
-сбор информации по медицинскому измерению, обработка данных;
- анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка и представление данных классному руководителю.
Направление «Хронические болезни учащихся, простудные заболевания»
Задачи:
1)выявление и фиксация хронических заболеваний учащихся;
2)определение групп здоровья;
3) составление информационной базы хронических заболеваний учащихся;
4)разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся.
-составляется информационная база о видах заболеваний учащихся (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, пищеварительного тракта, органов слуха, зрения и т.д.);
-составляется общая картина состояния здоровья воспитанников школы, сколько учащихся можно считать практически здоровыми, сколько имеют те или иные отклонения в здоровье и нуждаются в оздоровительных мероприятиях;
-выявляются тенденции по уровню здоровья, проводится анализ динамики заболеваемости детей за несколько лет;
-прогнозирование мер, направленных на расширение багажа знаний учащихся и их родителей в области сохранения и укрепления физического здоровья.
Направление «Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся»
Задачи:
1) организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений;
2) разработка мер по оздоровлению микроклимата в школе.
Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха.
В мониторинг уровня комфортности в школе входят вопросы по наблюдению и изучению организации питания, степени освещенности в учебных кабинетах, рекреациях, анализ норм покраски стен (цвета, токсичности, пожарной безопасности), соблюдения воздушного режима (температура, влажность), соблюдение санитарно-гигиенических норм (план проветривания, влажной уборки, рациональная организация труда и отдыха), соответствия школьной мебели возрасту учащихся, правильность расстановки мебели, расположения классной доски, соблюдение техники безопасности, предупреждение травматизма, анкетирование учащихся с целью выяснения эмоциональной оценки восприятия школьных помещений, их визуальной комфортности.
Направление «Организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения»
Задачи:
1) отследить и проанализировать организацию учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения;
2) внести своевременные коррективы в деятельность педагогического коллектива:
- анализ учебного плана и расписания;
- анализ дозировки домашнего задания;
- диагностика здоровьесберегающей направленности уроков;
- анкетирование, тестирование с целью выявления факторов, влияющих на уровень физического здоровья учащихся (усталость, перегрузки), определения их видов (физические, умственные, психические, моральные) и причин (психоэмоциональные стрессы, несоблюдение санитарно – гигиенических процедур, увеличение учебных нагрузок, нарушения в организации питания), определяются объективные причины, мешающие устранению этих факторов.
Вся информация по данному направлению доводится до сведения учащихся, родителей и учителей.
4.Методы и способы технических решений.
Анкетирование:
— учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения);
— родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка);
— учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных предметах, знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении);
— классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам риска, поведение ребенка в школе, динамика поведения учащихся в течение учебной недели, четверти или триместра, года, контакты с родителями проблемных учащихся);
— медицинских работников ФАПа (структура заболеваемости учащихся; профилактические мероприятия и схема их проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе — часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях);
— руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения; включая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение САНПИНов; специальные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты, ИДН. Тестирование:
— физического развития — по стандартным методикам силами медицинского персонала ФАПа;
— двигательной подготовленности — в рамках школьных уроков физической культуры по стандартизованному комплексу тестов.
Наблюдение:
— за поведением детей в процессе учебной деятельности — осуществляют учителя - предметники, классные руководители.
Беседы:
— с педагогическими и медицинскими кадрами ФАПа — разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения;
— с родителями — разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к ученикам, рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье;
— с учащимися — объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.
Экспертные методы:
— преобразования качественных показателей анкетирования в количественные показатели для осуществления статистического анализа:
— оценки эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в образовательном учреждении.