Школьная целевая программа «Одаренные дети»

I.Паспорт программы

Наименование программы- «Одаренные дети».

Заказчик-  руководитель образовательного учреждения.

Руководитель программы- заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Исполнители программы-воспитатели ДОУ, педагоги, руководители ШМО.

Цель программы- выявление и развитие одаренности учащихся.

Задачи:

  1. Провести диагностику одаренности учащихся .
  2. Создать нормативно-правовые, организационно-управленческие,   кадровые, материально-технические условия для развития одаренности детей.
  3. Систематизировать работу по развитию одаренности детей.
  4. Поддержать одаренных учащихся и педагогов, работающих с одаренными через систему поощрения их достижений.

Основные этапы реализации Программы:

Программа не имеет этапов и строится по направлениям: нормативно-правовое, организационно-управленческое,   кадровое, материально-техническое.

Объемы  и источники финансирования мероприятий Программы:

5275848 руб.– бюджет МБОУ «Кебратская  СОШ»  на 3 года реализации Программы.

 

Механизм реализации Программы:

 1.Реализация мероприятий Программы по направлениям.

2.Проведение  мониторинга выполнения Программы;

Ожидаемый результат:

1.Совершенствование системы работы с одаренными детьми.

2.Увеличение доли одаренных детей.

3. Поддержка положительного имиджа образовательного учреждения за счет увеличения достижений учащимися.

4. Профессиональное совершенствование педагогических кадров.

5. Модернизация материально-технической базы учреждения.

Показатели-

1.Охват  детей ДО и другими развивающими объединениями и кружками.

2.Доля детей, ставших победителями и призерами  в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.

3. Повышение уровня профессиональных знаний.

4.Развитие МТБ.

Срок реализации – 2014-2016 г.г.

Система контроля- отчеты и анализы работы с одаренными детьми исполнителями в конце каждого учебного года.

 

II.Пояснительная записка

            Проблема работы с одаренными детьми актуальна для современного российского общества. Социально-экономический прогресс выявил потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуаций. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал муниципалитета,  края и государства в целом.

 Необходимость выявления и поддержки лиц, проявляющих выдающиеся способности , отражена в ст. 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Актуальность работы с одаренными детьми подчеркнута в таких документах федерального уровня,  как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.,   Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 г. Пр-271. Значимость работы с одаренными детьми отражена в документах регионального уровня: долгосрочная  целевая  программа «Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы». В целях повышения мотивации школьников к качественному труду с 2010 года  в крае введены выплаты стипендии старшеклассникам. Те старшеклассники, которые сохранили высокий учебный потенциал и набрали более 225 баллов по 3 предметам ЕГЭ в качестве вступительных испытаний, получают стипендию в размере 5000 рублей. Тем самым в Пермский край привлекается талантливая молодежь. Развитием детской одаренности заняты не только школы и муниципальные центры дополнительного образования, но и  сеть негосударственных и общественных организаций, позволяющая расширить перечень традиционных олимпиад и конкурсов, благодаря которым мы выявляем одаренных детей.

Поддержка талантливых и одаренных детей стала основным приоритетом деятельности Управления образования Гайнского муниципального района. Функционирует МЦП «Одаренные дети на 2011-2015 годы» целью которой является : формирование муниципальной системы поддержки талантливых и одаренных детей;     обеспечение благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей Гайнского муниципального района в различных областях деятельности.

            Программа МБОУ «Кебратская СОШ»  «Одаренные дети» на 2014-2016 г.г. определяет цели, задачи по выявлению и развитию одаренных детей, механизм реализации для достижения ожидаемого результата.

 

III.Обоснование необходимости систематизации работы с одаренными учащимися

            Обоснование необходимости систематизации работы с одаренными учащимися следует из анализа состояния работы по данному направлению за 2012-2013 уч.г.и окончании срока реализации программы «Одаренные дети» сроком на 2011-2013 г.г.

Развитие одаренности учащихся  осуществляется по следующим направлениям:

- интеллектуальная;

- творческая;

- спортивная;

-лидерская.

Использовались следующие формы работы:

- урочная деятельность;

-предметные недели;

- предметные кружки;

-внеурочная деятельность учащихся уровня начального общего образования ;

- олимпиады;

-интеллектуальные игры;

-учебно-исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

-творческие конкурсы;

-ученические конференции;

-годовая циклограмма спортивных внутришкольных  мероприятий;

-  спортивные соревнования;

- работа в органах самоуправления школьной республики «Радуга»;

- работа учащихся в Совете учреждения.

            В школе создан банк данных достижений учащихся. Каждый учащийся имеет свое портфолио, в классах ведутся листы активности учащихся. Одаренные дети ежегодно  принимали  участие в работе муниципального профильного лагеря «Высшая лига». Ежегодно в течение 3лет уч-ся школы получали стипендию «Юные дарования» Главы Гайнского муниципального района.

 Увеличилось число интеллектуальных конкурсов, в которых принимают участие учащиеся, что расширяет возможности для выявления одаренных детей. Однако кол-во одаренных детей по сравнению с 2011 и 2012 г.г. в 2013 г.снизилось.

Педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров различных конкурсов , а также за участие в работе по развитию одаренности  оказывают моральную и материальную поддержку.

Снижение показателей в 2013 году объясняется увеличением общей  численности учащихся за счет филиала «Верхне-Будымская НОШ» и отсутствием в нем победителей. Достигнутый уровень можно считать удовлетворительным, однако не все педагоги имеют систему работы с одаренными детьми.

Основными проблемами в работе с одаренными являются :

- кадровые проблемы для работы с мальчиками;

- нехватка узких специалистов;

-отсутствие опыта работы с филиалами и структурным подразделением в этом направлении;

-отсутствие тесной преемственности с дошкольным образованием в данном направлении.

Данная программа направлена на решение выявленных проблем и достижение ожидаемого результата.

IV.Концепция программы

Работа с одаренными детьми, их выявление и развитие должна стать одной из главных задач школы начиная с первого уровня образования.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)  в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети:

  • как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, который иногда не относятся непосредственно к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

 

Условно можно выделить четыре категории одаренных детей:

  • интеллектуальная одаренность;
  • психомоторная или спортивная одаренность;
  • лидерская или социальная одаренность;
  • творческая одаренность.

Принципы педагогической деятельности :

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

IV. Методологические подходы:

  • системно-деятельностный (включение в осознанную деятельность);
  • гуманистический(принятие и вера в возможности ребенка);
  • компетентностный (выявление опыта учащегося и педагога, обеспечивающий их достижения).

 

V. Финансирование

Источником финансирования является бюджет образовательного учреждения

 

Направления

расходов

2014 год

2015 год

2016 год

Всего

Оплата за руководство кружками

336960 руб.

340000 руб.

360000 руб.

1036960 руб.

Стимулирование педагогов

772000 руб.

780000 руб.

800000 руб.

2352000 руб.

Приобретение бумаги

400 руб.

400 руб.

500 руб.

1300 руб.

Покупка грамот и благодарностей и другого наградного материала

1000 руб.

1500 руб.

2000 руб.

4500 руб.

Заправка картриджей на принтеры

 400руб.

400 руб.

400 руб.

1200 руб.

Оплата за пользование Интернет-ресурсами

210000 руб.

250000 руб.

260000 руб.

720000 руб.

Курсы повышения квалификации

(стоимость курсов и командировочные расходы)

36000 руб.

38000 руб.

40000 руб.

114000 руб.

Оргвзносы за участие учащихся

в конкурсах, играх  и т.п.

1500 руб.

1500 руб.

2000 руб.

5000 руб.

Питание учащихся во время проведения  районных мероприятий

5000 руб.

5000 руб.

5000 руб.

15000 руб.

Обновление МТБ

447296 руб.

 

289296 руб.

289296 руб.

1025888 руб.

Итого

1810556 руб.

1706096 руб.

1754169 руб.

5275848 руб.

 

.

VI.Система работы

1. Нормативно-правовое обеспечение

 

п.п

Мероприятие

Отв-ые

Сроки 

1

Разработка программы «Одаренные дети»

Зам. директора по УВР и ВР

Август 2013

2.

Разработка положения «О рейтинговой системе оценки индивидуальной активности обучающихся «ТАЛАНТИНА»»(приложение 1 к Программе)

 

Зам. директора по УВР и ВР

Август 2013

3

Разработка положения о конкурсе «Лучший класс года» (приложение 2 к Программе)

Зам. директора по УВР и ВР

Август 2013

 

2. Организационно-управленческое

 

п.п

Мероприятие

Отв-ые

Сроки 

1

Выявление запроса учащихся на посещение кружков и факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности и учет запросов в ДОУ «Солнышко»

Зам. директора по УМР и ВР, ДО

В марте каждого учебного года

2.

Составление  графика предметных кружков, факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности

Зам. директора по УВР и ВР,ДО

До 5 сентября каждого года

 

Составление программ предметных кружков, факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности

Рук. кружков,

факультативов

До 1 сентября каждого года

3.

Ведение учета посещаемости уч-ся предметных кружков, факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности

Педагоги

 

В течение года

4.

Составление годового плана внеклассных мероприятий ОУ

Зам. директора по УВР и ВР

До 1августа  каждого года

5

Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов и др.

Зам. директора по УВР и ВР, ДО

В течение года

6

Организация выездов детей на муниципальные и региональные туры мероприятий

Директор ОУ

По срокам проведения мероприятий

7

Работа с портфолио учащихся

Кл. рук.

Регулярно

8

Заполнение Листов активности учащихся

Кл. рук

После каждого мероприятия

9

Награждение учащихся на общешкольной линейке по итогам  конкурсов, соревнований

Директор ОУ

По факту

10

Стимулирование педагогов

Директор ОУ

Ежемесячно

11

Составление банка одаренных детей

Зам. директора по УВР,ДО

Регулярно

12

Освещение работы с одаренными детьми на сайте ОУ, в СМИ

Зам. директора по УМР и ВР

После каждого мероприятия

13

Техника безопасности :

- подготовка помещений

-проведение и учет инструктажей по ТБ

(лабораторные и практические работы, экскурсии , культурно-массовые и спортивные мероприятия)

Рук. кружков, факультативов и др.

По плану

14

Включение вопросов с одаренными детьми в педсоветы, совещания, ШМО, родительские собрания.

Директор ОУ , зам. директора по УВР и ВР, ДО, рук. ШМО

По плану

15

ВШК

Директор ОУ , зам. директора по УВР и ВР,ДО

По плану

16

Мониторинг  работы по данному направлению

Зам. директора по УВР и ВР, ДО

Конец каждого календарного и учебного года

17

Оформление наградного материала

Зам. директора по УВР и ВР, ДО

По мере награждения

 

 

3. Работа с учащимися и воспитанниками

 

    Направление 

одаренности                                                         

                Мероприятие

Отв-ые

Сроки 

Интеллектуальное

1.Всероссийская олимпиада:

- школьный тур;

-муниципальный тур;

- региональный.

2. Интеллектуальные игры:

- «Лис»

- «Тигр»(или «КИТ»)

- «Русский медвежонок»

-«Чеширский кот»

- «Енот»

-«Кенгуру»

- «Почемучка».

3. Молодежные предметные  чемпионаты.

4.Конкурс учебно-исследовательских работ.

5. Конкурс проектов по технологии.

6. Конкурс детских социальных проектов.

7.Участие в работе летних профильных лагерей.

8. Конференции:

- научно-практические;

-краеведческие.

9. Интеллектуальные игры «Кубок района».

10. Участие в муниципальном профильном лагере «Высшая лига»

 

Зам. директора по УМР

 

В течение года

Творческая

1.Конкурсы по различным направлениям:

- литературное творчество;

- ИЗО и художественный труд;

-хореографическое;

-музыкальное.

2. Проектная деятельность

Зам. директора по УМР и ВР

По плану

Спортивная

1.Спортивные соревнования годового цикла мероприятий ОУ, района:

- баскетбол

-волейбол;

-лыжные гонки;

- легкоатлетический кросс.

2. Мероприятия по основам безопасности жизни:

- «Безопасное колесо»;

- «Безопасность- кредо жизни»;

- «Огненная дуга»;

-интеллектуальные игры по пожарной безопасности.

3. Мероприятия по военно-прикладному делу:

-«Зарница»;

-«Ребята настоящие»;

- военно-спортивные сборы;

-участие в призывной компании РФ.

4. День Здоровья

5. Президентские состязания

Зам. директора по ВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По плану

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидерская

1.Работа в органах самоуправления класса и школы.

2. Участие в социально значимых акциях.

3.Социальное проектирование.

Зам. директора по ВР,

ст. вожатая

В течение всего периода

 

Работа научного общества МБОУ «Кебратская СОШ»» (Общество):содержание и формы работы, согласно положению.

 

Зам. директора по УВР

В течение всего периода

 

Конкурсы «Талантина» и «Лучший класс года»

Зам. директора по УВР и ВР

В течение года

 

Организация научно-познавательных мероприятий в рамках предметных недель.

Рук. ШМО

По плану

 

Включение способных учащихся в дистанционные интернет-конкурсы.

Зам. директора по УВР и ВР, рук. ШМО

В течение всего периода

 

Мониторинг  работы по данному направлению

Зам. директора по УВР и ВР

Конец каждого календарного и учебного года

 

Мониторинг  «Состояние здоровья школьников» 

Учитель физ-ры , зам по ВР

Май, ежегодно

 

Мониторинг воспитательной системы: креативность, нравственная воспитанность, удовлетворенность участников образовательного процесса

, зам по ВР

Май, ежегодно

 

Фестиваль школьной республики «Радуга» по конкурсу «Талантина» и «Лучший класс года»

Зам. директора по УВР и ВР

Май, ежегодно, промежуточные результаты каждую четверть

 

4. Работа с кадрами

 

п.п

Мероприятие

Отв-ые

Сроки 

1

Курсы повышения квалификации (1 раз в 3 года)

Директор ОУ, зам директора по УВР,ДО

По графику

2.

Участие в семинарах, конференциях

Зам. директора по УМР и ВР,ДО

По плану

3.

Участие в работе РМО и ШМО, педагогических советах

Зам. директора по УМР и ВР,ДО

По плану

4.

Участие в олимпиаде «Профи-край»

Зам. директора по УМР, рук. ШМО

По плану

5.

Участие в дистанционных интернет-конкурсах

Зам. директора по УМР и ВР, ДО, рук. ШМО

По плану

6.

Информационно- методическая поддержка педкадров (раздаточный материал, консультации):

- технологии и методики развития познавательной деятельности учащихся;

-диагностики мотивации учения и выявления одаренности у ребенка

Зам. директора по УМР и ВР,ДО

В течение года

7.

Мониторинг  работы по данному направлению

Зам. директора по УВР и ВР,ДО

Конец каждого календарного и учебного года

 

5. Материально- техническая база

 

п.п

Мероприятие

Отв-ые

Сроки 

1

Ремонт

Директор ОУ

По необходимости

2.

Приобретение

Директор ОУ

В течение всего периода

3.

Мониторинг  работы по данному направлению

Директор ОУ

Конец каждого календарного и учебного года