Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
I.Паспорт программы
Наименование программы- «Одаренные дети».
Заказчик- руководитель образовательного учреждения.
Руководитель программы- заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Исполнители программы-воспитатели ДОУ, педагоги, руководители ШМО.
Цель программы- выявление и развитие одаренности учащихся.
Задачи:
Основные этапы реализации Программы:
Программа не имеет этапов и строится по направлениям: нормативно-правовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы:
5275848 руб.– бюджет МБОУ «Кебратская СОШ» на 3 года реализации Программы.
Механизм реализации Программы:
1.Реализация мероприятий Программы по направлениям.
2.Проведение мониторинга выполнения Программы;
Ожидаемый результат:
1.Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
2.Увеличение доли одаренных детей.
3. Поддержка положительного имиджа образовательного учреждения за счет увеличения достижений учащимися.
4. Профессиональное совершенствование педагогических кадров.
5. Модернизация материально-технической базы учреждения.
Показатели-
1.Охват детей ДО и другими развивающими объединениями и кружками.
2.Доля детей, ставших победителями и призерами в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
3. Повышение уровня профессиональных знаний.
4.Развитие МТБ.
Срок реализации – 2014-2016 г.г.
Система контроля- отчеты и анализы работы с одаренными детьми исполнителями в конце каждого учебного года.
II.Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми актуальна для современного российского общества. Социально-экономический прогресс выявил потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуаций. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал муниципалитета, края и государства в целом.
Необходимость выявления и поддержки лиц, проявляющих выдающиеся способности , отражена в ст. 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Актуальность работы с одаренными детьми подчеркнута в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 г. Пр-271. Значимость работы с одаренными детьми отражена в документах регионального уровня: долгосрочная целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы». В целях повышения мотивации школьников к качественному труду с 2010 года в крае введены выплаты стипендии старшеклассникам. Те старшеклассники, которые сохранили высокий учебный потенциал и набрали более 225 баллов по 3 предметам ЕГЭ в качестве вступительных испытаний, получают стипендию в размере 5000 рублей. Тем самым в Пермский край привлекается талантливая молодежь. Развитием детской одаренности заняты не только школы и муниципальные центры дополнительного образования, но и сеть негосударственных и общественных организаций, позволяющая расширить перечень традиционных олимпиад и конкурсов, благодаря которым мы выявляем одаренных детей.
Поддержка талантливых и одаренных детей стала основным приоритетом деятельности Управления образования Гайнского муниципального района. Функционирует МЦП «Одаренные дети на 2011-2015 годы» целью которой является : формирование муниципальной системы поддержки талантливых и одаренных детей; обеспечение благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей Гайнского муниципального района в различных областях деятельности.
Программа МБОУ «Кебратская СОШ» «Одаренные дети» на 2014-
III.Обоснование необходимости систематизации работы с одаренными учащимися
Обоснование необходимости систематизации работы с одаренными учащимися следует из анализа состояния работы по данному направлению за 2012-2013 уч.г.и окончании срока реализации программы «Одаренные дети» сроком на 2011-2013 г.г.
Развитие одаренности учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- интеллектуальная;
- творческая;
- спортивная;
-лидерская.
Использовались следующие формы работы:
- урочная деятельность;
-предметные недели;
- предметные кружки;
-внеурочная деятельность учащихся уровня начального общего образования ;
- олимпиады;
-интеллектуальные игры;
-учебно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
-творческие конкурсы;
-ученические конференции;
-годовая циклограмма спортивных внутришкольных мероприятий;
- спортивные соревнования;
- работа в органах самоуправления школьной республики «Радуга»;
- работа учащихся в Совете учреждения.
В школе создан банк данных достижений учащихся. Каждый учащийся имеет свое портфолио, в классах ведутся листы активности учащихся. Одаренные дети ежегодно принимали участие в работе муниципального профильного лагеря «Высшая лига». Ежегодно в течение 3лет уч-ся школы получали стипендию «Юные дарования» Главы Гайнского муниципального района.
Увеличилось число интеллектуальных конкурсов, в которых принимают участие учащиеся, что расширяет возможности для выявления одаренных детей. Однако кол-во одаренных детей по сравнению с 2011 и 2012 г.г. в 2013 г.снизилось.
Педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров различных конкурсов , а также за участие в работе по развитию одаренности оказывают моральную и материальную поддержку.
Снижение показателей в 2013 году объясняется увеличением общей численности учащихся за счет филиала «Верхне-Будымская НОШ» и отсутствием в нем победителей. Достигнутый уровень можно считать удовлетворительным, однако не все педагоги имеют систему работы с одаренными детьми.
Основными проблемами в работе с одаренными являются :
- кадровые проблемы для работы с мальчиками;
- нехватка узких специалистов;
-отсутствие опыта работы с филиалами и структурным подразделением в этом направлении;
-отсутствие тесной преемственности с дошкольным образованием в данном направлении.
Данная программа направлена на решение выявленных проблем и достижение ожидаемого результата.
IV.Концепция программы
Работа с одаренными детьми, их выявление и развитие должна стать одной из главных задач школы начиная с первого уровня образования.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети:
Условно можно выделить четыре категории одаренных детей:
Принципы педагогической деятельности :
IV. Методологические подходы:
V. Финансирование
Источником финансирования является бюджет образовательного учреждения
Направления расходов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего |
Оплата за руководство кружками |
336960 руб. |
340000 руб. |
360000 руб. |
1036960 руб. |
Стимулирование педагогов |
772000 руб. |
780000 руб. |
800000 руб. |
2352000 руб. |
Приобретение бумаги |
400 руб. |
400 руб. |
500 руб. |
1300 руб. |
Покупка грамот и благодарностей и другого наградного материала |
1000 руб. |
1500 руб. |
2000 руб. |
4500 руб. |
Заправка картриджей на принтеры |
400руб. |
400 руб. |
400 руб. |
1200 руб. |
Оплата за пользование Интернет-ресурсами |
210000 руб. |
250000 руб. |
260000 руб. |
720000 руб. |
Курсы повышения квалификации (стоимость курсов и командировочные расходы) |
36000 руб. |
38000 руб. |
40000 руб. |
114000 руб. |
Оргвзносы за участие учащихся в конкурсах, играх и т.п. |
1500 руб. |
1500 руб. |
2000 руб. |
5000 руб. |
Питание учащихся во время проведения районных мероприятий |
5000 руб. |
5000 руб. |
5000 руб. |
15000 руб. |
Обновление МТБ |
447296 руб.
|
289296 руб. |
289296 руб. |
1025888 руб. |
Итого |
1810556 руб. |
1706096 руб. |
1754169 руб. |
5275848 руб. |
.
VI.Система работы
1. Нормативно-правовое обеспечение
№ п.п |
Мероприятие |
Отв-ые |
Сроки |
1 |
Разработка программы «Одаренные дети» |
Зам. директора по УВР и ВР |
Август 2013 |
2. |
Разработка положения «О рейтинговой системе оценки индивидуальной активности обучающихся «ТАЛАНТИНА»»(приложение 1 к Программе)
|
Зам. директора по УВР и ВР |
Август 2013 |
3 |
Разработка положения о конкурсе «Лучший класс года» (приложение 2 к Программе) |
Зам. директора по УВР и ВР |
Август 2013 |
2. Организационно-управленческое
№ п.п |
Мероприятие |
Отв-ые |
Сроки |
1 |
Выявление запроса учащихся на посещение кружков и факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности и учет запросов в ДОУ «Солнышко» |
Зам. директора по УМР и ВР, ДО |
В марте каждого учебного года |
2. |
Составление графика предметных кружков, факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности |
Зам. директора по УВР и ВР,ДО |
До 5 сентября каждого года |
|
Составление программ предметных кружков, факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности |
Рук. кружков, факультативов |
До 1 сентября каждого года |
3. |
Ведение учета посещаемости уч-ся предметных кружков, факультативов, элективных и предпрофильных курсов, курсов внеурочной деятельности |
Педагоги
|
В течение года |
4. |
Составление годового плана внеклассных мероприятий ОУ |
Зам. директора по УВР и ВР |
До 1августа каждого года |
5 |
Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов и др. |
Зам. директора по УВР и ВР, ДО |
В течение года |
6 |
Организация выездов детей на муниципальные и региональные туры мероприятий |
Директор ОУ |
По срокам проведения мероприятий |
7 |
Работа с портфолио учащихся |
Кл. рук. |
Регулярно |
8 |
Заполнение Листов активности учащихся |
Кл. рук |
После каждого мероприятия |
9 |
Награждение учащихся на общешкольной линейке по итогам конкурсов, соревнований |
Директор ОУ |
По факту |
10 |
Стимулирование педагогов |
Директор ОУ |
Ежемесячно |
11 |
Составление банка одаренных детей |
Зам. директора по УВР,ДО |
Регулярно |
12 |
Освещение работы с одаренными детьми на сайте ОУ, в СМИ |
Зам. директора по УМР и ВР |
После каждого мероприятия |
13 |
Техника безопасности : - подготовка помещений -проведение и учет инструктажей по ТБ (лабораторные и практические работы, экскурсии , культурно-массовые и спортивные мероприятия) |
Рук. кружков, факультативов и др. |
По плану |
14 |
Включение вопросов с одаренными детьми в педсоветы, совещания, ШМО, родительские собрания. |
Директор ОУ , зам. директора по УВР и ВР, ДО, рук. ШМО |
По плану |
15 |
ВШК |
Директор ОУ , зам. директора по УВР и ВР,ДО |
По плану |
16 |
Мониторинг работы по данному направлению |
Зам. директора по УВР и ВР, ДО |
Конец каждого календарного и учебного года |
17 |
Оформление наградного материала |
Зам. директора по УВР и ВР, ДО |
По мере награждения |
3. Работа с учащимися и воспитанниками
Направление одаренности |
Мероприятие |
Отв-ые |
Сроки |
Интеллектуальное |
1.Всероссийская олимпиада: - школьный тур; -муниципальный тур; - региональный. 2. Интеллектуальные игры: - «Лис» - «Тигр»(или «КИТ») - «Русский медвежонок» -«Чеширский кот» - «Енот» -«Кенгуру» - «Почемучка». 3. Молодежные предметные чемпионаты. 4.Конкурс учебно-исследовательских работ. 5. Конкурс проектов по технологии. 6. Конкурс детских социальных проектов. 7.Участие в работе летних профильных лагерей. 8. Конференции: - научно-практические; -краеведческие. 9. Интеллектуальные игры «Кубок района». 10. Участие в муниципальном профильном лагере «Высшая лига»
|
Зам. директора по УМР |
В течение года |
Творческая |
1.Конкурсы по различным направлениям: - литературное творчество; - ИЗО и художественный труд; -хореографическое; -музыкальное. 2. Проектная деятельность |
Зам. директора по УМР и ВР |
По плану |
Спортивная |
1.Спортивные соревнования годового цикла мероприятий ОУ, района: - баскетбол -волейбол; -лыжные гонки; - легкоатлетический кросс. 2. Мероприятия по основам безопасности жизни: - «Безопасное колесо»; - «Безопасность- кредо жизни»; - «Огненная дуга»; -интеллектуальные игры по пожарной безопасности. 3. Мероприятия по военно-прикладному делу: -«Зарница»; -«Ребята настоящие»; - военно-спортивные сборы; -участие в призывной компании РФ. 4. День Здоровья 5. Президентские состязания |
Зам. директора по ВР
|
По плану
|
Лидерская |
1.Работа в органах самоуправления класса и школы. 2. Участие в социально значимых акциях. 3.Социальное проектирование. |
Зам. директора по ВР, ст. вожатая |
В течение всего периода |
|
Работа научного общества МБОУ «Кебратская СОШ»» (Общество):содержание и формы работы, согласно положению.
|
Зам. директора по УВР |
В течение всего периода |
|
Конкурсы «Талантина» и «Лучший класс года» |
Зам. директора по УВР и ВР |
В течение года |
|
Организация научно-познавательных мероприятий в рамках предметных недель. |
Рук. ШМО |
По плану |
|
Включение способных учащихся в дистанционные интернет-конкурсы. |
Зам. директора по УВР и ВР, рук. ШМО |
В течение всего периода |
|
Мониторинг работы по данному направлению |
Зам. директора по УВР и ВР |
Конец каждого календарного и учебного года |
|
Мониторинг «Состояние здоровья школьников» |
Учитель физ-ры , зам по ВР |
Май, ежегодно |
|
Мониторинг воспитательной системы: креативность, нравственная воспитанность, удовлетворенность участников образовательного процесса |
, зам по ВР |
Май, ежегодно |
|
Фестиваль школьной республики «Радуга» по конкурсу «Талантина» и «Лучший класс года» |
Зам. директора по УВР и ВР |
Май, ежегодно, промежуточные результаты каждую четверть |
4. Работа с кадрами
№ п.п |
Мероприятие |
Отв-ые |
Сроки |
1 |
Курсы повышения квалификации (1 раз в 3 года) |
Директор ОУ, зам директора по УВР,ДО |
По графику |
2. |
Участие в семинарах, конференциях |
Зам. директора по УМР и ВР,ДО |
По плану |
3. |
Участие в работе РМО и ШМО, педагогических советах |
Зам. директора по УМР и ВР,ДО |
По плану |
4. |
Участие в олимпиаде «Профи-край» |
Зам. директора по УМР, рук. ШМО |
По плану |
5. |
Участие в дистанционных интернет-конкурсах |
Зам. директора по УМР и ВР, ДО, рук. ШМО |
По плану |
6. |
Информационно- методическая поддержка педкадров (раздаточный материал, консультации): - технологии и методики развития познавательной деятельности учащихся; -диагностики мотивации учения и выявления одаренности у ребенка |
Зам. директора по УМР и ВР,ДО |
В течение года |
7. |
Мониторинг работы по данному направлению |
Зам. директора по УВР и ВР,ДО |
Конец каждого календарного и учебного года |
5. Материально- техническая база
№ п.п |
Мероприятие |
Отв-ые |
Сроки |
1 |
Ремонт |
Директор ОУ |
По необходимости |
2. |
Приобретение |
Директор ОУ |
В течение всего периода |
3. |
Мониторинг работы по данному направлению |
Директор ОУ |
Конец каждого календарного и учебного года |