Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» 2 класс

Пояснительная записка

  

      Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

    Воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина  становится в наше время одним из основных направлений развития и воспитания личности и начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Младший школьник должен понимать  свою общественную роль, уметь определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое умственное развитие и самостоятельность личности.  Реализация программы будет осуществляться по таким направлениям: нравственное и гражданско-правовое.   Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др. Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Гражданско-правовое направление позволит младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина,  символах РФ, края и своего района, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.   Программа кружка «Я – гражданин России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников  составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.  Данная программа имеет межпредметные связи  с такими предметами учебного плана как  «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Окружающий мир».
     Цель программы – формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю; способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

  Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • формирование знаний об исторических фактах и явлениях, 

• формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
• формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
• способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.

    Программа обучения рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Занятия кружка проводятся на базе МБОУ «Кебратская СОШ».

 

Содержание учебного курса

Кто Я? Какие мы? (4 ч)  Занятия тренингового характера «Мы такие разные» (2 ч), «вот какой я!», «Мы все равны».  

О челове­ческом счастье... (6 ч)  Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры:  Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлече­ния (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (6ч)  Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осее­вой)  Положительные  и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры.

А нужны ли прави­ла? (6 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила  противопожарной безопасно­сти. Правила общения.  Правила поведения в школе.  Составление собственных правил.

Царство Закон (4 ч)  Игра «Остров  туземцев». Выработка собственных прав человека и собствен­ных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».

Царство Беззаконие (4 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели по­рядок . Чуковский К.«Бар­малей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок».

Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».  Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.

Что мы знаем о правах человека? (3 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.

 

 

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего  часов

1-3

Кто я? Какие мы?

3

4-9

О человеческом счастье.

6

10-15

Что такое «хорошо» и «что такое плохо».

6

16-21

А нужны ли правила?

6

22-23

Царство Закона

2

24-25

Царство Беззакония

2

26-29

Закон для нас закон внутри

4

30-31

Что мы знаем о правах человека

2

32-33

Всеобщая декларация прав человека

2

34

Конвенция ООН по правам ребёнка

1

 

Итого:

34