Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Мастерская речи» окажет помощь в обучении детей младшего школьного возраста грамотной, связной, красивой речи. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи говорения.
Цель занятий проводимых по данной программе, - способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействует развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младшего школьника.
Литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области речевой деятельности.
Данные занятия способствуют решение задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм; созданию речевых ситуаций стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей школьников.
Кружок состоит из 68 занятий (2 часа в неделю).
Задачи:
* развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;
* научить приёмам речевого мастерства;
* научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
* научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа кружка по литературному чтению «Мастерская речи» рассчитана на учащихся начальной школы, желающих созидать, сочинять, творить новое. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Разнообразие отношений и ситуаций вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.
Программа каждого года обучения предусматривает расширения опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развёрнутое монологическое высказывание.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие речевых навыков, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему);
воспитательные задачи: воспитание культуры восприятия художественной; воспитание эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира и внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных и эстетических ценностей; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
В течение года обучающиеся, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства артистов.
Итоги занятий могут быть проведены в форме концерта или спектакля юных артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Программа кружка «Мастерская речи» предназначена для работы с детьми начальной школы. Продолжительность занятий строится из расчёта 68часов (2 часа в неделю)
Содержание учебного курса
Каждое занятие состоит из трех частей:
В этой части занятия используются стихи, рассказы, сказки после прочтения, которых дети выполняют какое-либо задание по тексту (выделить главную мысль, почему произведение так называется, ответы на вопросы по содержанию и т.д.)
« Умел дело сделать, умей и позабавится».
Предполагаемый результат.
* разовьются природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;
* научатся приёмам речевого мастерства;
* научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
* научатся правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Учебно-тематический план
№п\п |
Тема |
|
Содержание занятия |
Всего часов |
1-4 |
Устная и письменная речь
|
|
Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки.
|
4 |
5-8 |
Сказки
|
|
Литературный жанр .Сюжеты известных сказок. Сказочные элементы.
|
4 |
9-12 |
Речевой этикет |
|
слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. |
4 |
13-14 |
Знакомые незнакомцы |
|
Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья
|
2 |
15-16 |
«Тише, громче…» |
|
Работа над выразительностью речи, чёткостью и правильным интонированием, разучивание скороговорок. Упражнения для мышечной релаксации. Стихи. |
2 |
17 |
Слово. Значение слова. |
|
Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья
|
1 |
18 |
Многозначные слова |
|
Понятие многозначности слова. Сходство предметов в действиях. Стихи. Загадки. Анаграммы |
1 |
19 |
Слова играют в прятки |
|
Загадки по их концовкам. Стихи. |
1 |
20 |
Омонимы |
|
Первичное представление об омонимах и их значении в речи. Точное значение слова.Стихи. Загадки. Игры. |
1 |
21 |
Омофоны, омоформы. |
|
Разновидность омонимов, как омоформы и омофоны. |
1 |
22 |
Синонимы |
|
Первичное представление о синонимах и их значение в речи. Замена одного согласного звука так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что. Стихотворение-найти и подчеркнуть многозначные слова. |
1 |
23 |
Антонимы |
|
Первичное представление об антонимах и их значении в речи. Нахождение синонимов в стихотворении. Игры. Анаграммы.Шарады. |
1 |
24-26 |
Фразеологизмы. |
|
Фразеологизмы и их значение |
3 |
27 |
Загадки |
|
Внутренняя речь. Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки.
|
1 |
28-29 |
Пословицы |
|
Навыки употребления в речи образных выражений. |
2 |
30-31 |
Изобразительные средства языка.Сравнение. |
|
Первичное представление о сравнении Знакомство с типом текста, в котором раскрываются признаки сопоставляемых предметов.
|
2 |
32 |
Изобразительные средства языка.Олицетворение. |
|
Образное описание признаков
|
1 |
33 |
Текст. Тема текста. Заглавие. |
|
Исходный текст, речевая ситуация, синонимы, факты Использование плана при пересказе текста. Основные мысли, их последовательность, особенности стиля
|
1 |
34 |
Текст. Опорные слова. |
|
Составление текста по опорным словам. |
1 |
35 |
Опорные слова. |
|
Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мысль текста; виды текстов
|
1 |
36-37 |
Культура речи. Вежливые слова. |
|
слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. |
2 |
38 |
Проверочная работа. |
|
Тест. |
1 |
39 |
План текста. |
|
Понятие «план», его необходимость
|
1 |
40 |
Виды плана.
|
|
Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мысль текста; виды текстов, виды плана.
|
1 |
41 |
Виды планов. |
|
Составление картинного и цитатного планов.
|
1 |
42 |
Связь между предложениями в тексте. |
|
Работа над деформированным текстом |
1 |
43 |
Связь между частями текста. |
|
Тема текста, тип текста, основная мысль, деловой и разговорный стиль, описание, объявление,
|
1 |
44 |
Повторение пройденного |
|
Подбор синонимов к словам. Подбор заголовка к рассказам. |
1 |
45 |
Работа с деформированным текстом. |
|
Связь между предложениями |
1 |
46-47 |
Редактирование текста |
|
Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мысль текста; виды текстов |
2 |
48-49 |
Типы текста. Описание. |
|
Работа над текстом описанием
|
2 |
50 |
Проверочная работа |
|
Тест |
1 |
51 |
Текст- сравнительное описание
|
|
Одинаковые и разные предметы, их признаки |
1 |
52-53 |
Типы текста. Повествование. |
|
Последовательность событий связанных между собой |
2 |
54-55 |
Типы текста. Рассуждение. |
|
Палиндромы, доказательства, суждения |
2 |
56 |
Сочинение на тему «Мой выходной день» |
|
Самостоятельная работа |
1 |
57 |
Редактирование текста. |
|
Исправление ошибок допущенных в сочинении |
1 |
58-59 |
Станция «Крылатые слова» |
|
на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок). |
2 |
60-61 |
Кроссворды |
|
Логическое мышление, воображение |
2 |
62 |
Станция «Кто больше?»
|
|
(на станции команда из букв одного слова должна составить как можно больше слов; например, можно дать слово постановка или перестройка).
|
1 |
63-67 |
Повторение пройденного |
|
Повторение основных понятий |
5 |
68 |
КВН |
|
Викторины, конкурсы |
1 |
|
|
|
Итого: |
68 |
|