Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская речи» 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

   Кружок «Мастерская  речи» окажет помощь в обучении детей младшего школьного возраста грамотной, связной, красивой речи. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи говорения.  

 Цель занятий проводимых по данной программе, - способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействует развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младшего школьника.

      Литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области речевой деятельности.

 Данные занятия способствуют решение задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм; созданию речевых ситуаций стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей школьников.

   Кружок состоит из 68 занятий (2 часа в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

* развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;

* научить приёмам  речевого мастерства;

* научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

* научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

   Программа кружка  по литературному чтению «Мастерская  речи» рассчитана  на учащихся начальной школы, желающих созидать, сочинять,  творить новое. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

       Особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Разнообразие отношений и ситуаций  вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

         Программа каждого года обучения предусматривает расширения опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развёрнутое монологическое высказывание.

     Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте,  предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие речевых навыков, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему);

 

 воспитательные задачи:   воспитание культуры восприятия художественной;  воспитание эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира и внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных и  эстетических ценностей; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

      В течение года обучающиеся, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства артистов.

     Итоги занятий могут быть проведены в форме  концерта или спектакля юных артистов с приглашением родителей детей, друзей,  педагогов.

 

   Программа кружка «Мастерская  речи» предназначена для работы с детьми начальной школы. Продолжительность занятий строится  из расчёта 68часов (2  часа в неделю)

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Каждое занятие состоит  из трех частей:

 

  1. Активация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; «Не торопись отвечать, торопись думать».

           В  этой части занятия используются стихи, рассказы, сказки после прочтения, которых дети выполняют какое-либо задание по тексту (выделить главную мысль, почему произведение так называется, ответы на вопросы по содержанию и т.д.)

  1. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера ( объяснение различных значений слов; знакомство и объяснение пословиц, их заучивание; объяснение ситуаций различными выражениями благодарности и извинения и т.д.)

 

  1. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.

         « Умел дело сделать, умей и позабавится».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Предполагаемый    результат.

 

* разовьются природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;

* научатся приёмам  речевого мастерства;

* научатся  слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

* научатся  правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№п\п

        Тема

 

    Содержание        занятия

Всего часов

1-4

 

Устная и письменная речь

 

 

Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки.

 

4

5-8

Сказки

 

 

 

Литературный жанр

.Сюжеты известных сказок. Сказочные элементы.

 

4

9-12

Речевой этикет

 

 

слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми.

4

13-14

Знакомые незнакомцы

 

Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья

 

2

15-16

«Тише, громче…»

 

 Работа над выразительностью речи, чёткостью и правильным интонированием, разучивание скороговорок. Упражнения для мышечной релаксации. Стихи.

2

17

Слово. Значение слова.

 

Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья

 

1

18

Многозначные слова

 

Понятие многозначности слова. Сходство предметов в действиях.

Стихи. Загадки. Анаграммы

1

19

Слова играют в прятки

 

Загадки по их концовкам. Стихи.

1

20

Омонимы

 

 

Первичное представление об омонимах и их значении в речи.

Точное значение слова.Стихи. Загадки. Игры.

1

21

Омофоны, омоформы.

 

Разновидность омонимов, как омоформы и омофоны.

1

22

Синонимы

 

Первичное представление о синонимах и их значение в речи. Замена одного согласного звука так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что. Стихотворение-найти и подчеркнуть многозначные слова.

1

23

Антонимы

 

Первичное представление об антонимах и их значении в речи. Нахождение синонимов в стихотворении. Игры. Анаграммы.Шарады.

1

24-26

Фразеологизмы.

 

Фразеологизмы и их значение

3

27

Загадки

 

 

Внутренняя речь.

Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки.

 

1

28-29

 

Пословицы

 

Навыки употребления в речи образных выражений.

2

30-31

Изобразительные средства языка.Сравнение.

 

Первичное представление о сравнении

Знакомство с типом текста, в котором раскрываются признаки сопоставляемых предметов.

 

2

32

Изобразительные средства языка.Олицетворение.

 

Образное описание признаков

 

 

 

1

33

Текст. Тема текста. Заглавие.

 

Исходный текст, речевая ситуация, синонимы, факты Использование плана при пересказе текста. Основные мысли, их последовательность, особенности стиля

 

1

34

Текст. Опорные слова.

 

Составление текста по опорным словам.

1

35

Опорные слова.

 

 

Тема текста; заглавие,

опорные слова;

основная мысль текста;

 виды текстов

 

1

36-37

Культура речи. Вежливые слова.

 

 слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.

2

38

Проверочная работа.

 

Тест.

1

39

План текста.

 

Понятие «план», его необходимость

 

1

40

Виды плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема текста; заглавие,

опорные слова;

основная мысль текста;

 виды текстов, виды плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

41

Виды планов.

 

Составление картинного и цитатного планов.

 

 

1

42

Связь между предложениями в тексте.

 

Работа над деформированным текстом

1

43

Связь между частями текста.

 

 

Тема текста, тип текста, основная мысль, деловой и разговорный стиль,  описание, объявление,

 

1

44

Повторение пройденного

 

Подбор синонимов к словам. Подбор заголовка к  рассказам.

1

45

Работа с деформированным текстом.

 

Связь между предложениями

1

46-47

Редактирование текста

 

Тема текста; заглавие,

опорные слова;

основная мысль текста;

 виды текстов

2

48-49

Типы текста. Описание.

 

Работа над текстом описанием

 

2

50

Проверочная работа

 

Тест

1

51

 

Текст- сравнительное описание

 

 

Одинаковые и разные предметы, их признаки

1

52-53

Типы текста. Повествование.

 

Последовательность событий связанных между собой

2

54-55

Типы текста. Рассуждение.

 

Палиндромы, доказательства, суждения

2

56

Сочинение на тему «Мой выходной день»

 

Самостоятельная работа

1

57

Редактирование текста.

 

Исправление ошибок допущенных в сочинении

1

58-59

Станция «Крылатые слова»

 

на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

2

60-61

 

Кроссворды

 

Логическое мышление, воображение

2

62

Станция «Кто больше?»

 

 

(на станции команда из букв одного слова должна составить как можно больше слов; например, можно дать слово постановка или перестройка).

 

1

63-67

Повторение пройденного

 

Повторение основных понятий

5

68

КВН

 

Викторины, конкурсы

1

 

 

 

Итого:

68