Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движении.
При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.
Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой системы.
Проведение внеурочных мероприятий позволит в определенной мере удовлетворить потребность в движении.
Сказанное выше объясняет необходимость проведения кружка «От игры к рекордам» в режиме дня школьников.
При проведении занятий выделяются два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
На каждом занятии особое место будет отводиться подвижным играм. Подвижные игры – это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе или в спортивном зале, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Кружок является одной из форм физического воспитания, в процессе которого решатся задачи:
Содержание кружковой деятельности взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Во время проведения подвижных игр с целью подготовки организма к активному отдыху выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры. Таким образом совершенствуются изученные навыки.
Подвижные игры и спортивные состязания оказывают комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков школьников.
Содержание программы
В содержание кружка включены организованные игры, эстафеты, самостоятельные игры и развлечения.
Каждый спортивный час начинается с организационного выхода к месту занятий.
С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке в начале каждого занятия проводятся ходьба, бег в медленном темпе, общеразвивающие упражнения.
Бег в медленном темпе является важной частью занятия. Он способствует активации функций организма школьников, которые закономерно снижаются в результате учебной деятельности.
Кроме того бег со скоростью 1,5 – 2 м/с используется как основное средство развития выносливости. Для поддержания у учащихся постоянного интереса к бегу в медленном и среднем темпах необходимо чередовать с ходьбой, с упражнениями на восстановление дыхания, использовать бег с изменениями направления, «змейкой», с преодолением препятствий и т.п..
С целью более эффективного подведения организма школьников к предстоящим физическим нагрузкам упражнения подобраны в соответствии с характером предстоящей работы. Комплексы упражнений выполняются во время ходьбы сразу после окончания бега. Сначала следуют упражнения , способствующие восстановлению дыхания, затем – упражнения, включающие в работу большие группы мышц. В конце комплекса используются упражнения, по характеру выполнения близкие тем, которые планируются в основной части занятий.
Основное время отводится на игры. Проводится несколько организованных игр или игровых заданий на воспитание того или иного физического качества и совершенствование двигательного навыка. При проведении игр и эстафет в течение занятия должна соблюдаться определенная последовательность. Вначале проводятся игры, направленные на закрепление и совершенствование двигательных навыков, когда учащиеся могут лучше выполнять и анализировать сложные двигательные действия. Затем следуют игры, направленные на воспитание физических качеств.
Младшие школьники отличаются большим желанием, интересом, познавательной активностью, высокой эмоциональностью, поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, с заданиями, стимулирующими творчество и инициативу. Самостоятельные игры и спортивные развлечения проводятся с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей школьников, формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. В это время проводятся наиболее понравившиеся школьникам подвижные игры.
В заключительной части занятия проводятся ходьба, медленный бег (до одной минуты), игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям. После каждого занятия следует проводить итоги.
При проведении занятия на открытом воздухе важно придерживаться тех температурных режимов, которые установлены для данной территории, и правильно дозировать физические нагрузки. Физические нагрузки во время занятий постепенно возрастают в течение учебного года и незначительно снижаются в конце. В течение четверти нагрузка тоже постепенно увеличивается, а к концу несколько уменьшается. ,это связано с тем, что к середине четверти и учебного года работоспособность у школьников находится на высоком устойчивом уровне, а к концу в связи с утомлением снижается.
Для успешного проведения занятий используется спортивный инвентарь: мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные, резиновые, малые мячи, скакалки, кегли, лыжи с палками, санки.
Большое внимание уделяется воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, а также содействовать развитию психических процессов.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1. |
Тема: Развитие выносливости.
|
1 |
2. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
3. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
4. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
5. |
Тема: Разучивание метания мяча в цель.
|
1 |
6. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
7. |
Тема: Развитие ловкости и внимания.
|
1 |
8. |
Тема: Развитие ловкости.
|
1 |
9. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
10. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
11. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
12. |
Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча.
|
1 |
13. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
14. |
Тема: Развитие координации движений, ловкости.
|
1 |
15. |
Тема: Развитие ловкости.
|
1 |
16. |
Тема:Развитие точности реагирования на сигнал.
|
1 |
17. |
Тема: Развитие ориентирования в пространстве.
|
1 |
18. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
19. |
Тема: Закрепление навыка преодоления препятствий.
|
1 |
20. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
21. |
Тема: Развитие выносливости.
|
1 |
22. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
23. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
24. |
Тема: Совершенствование ловкости, быстроты.
|
1 |
25. |
Тема: Разучивание метания снежков в цель.
|
1 |
26. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
27. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
28. |
Тема: Развитие ловкости.
|
1 |
29. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
30. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
31. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
32. |
Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча.
|
1 |
33. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
34. |
Тема: Развитие координации движений, ловкости.
|
1 |
35. |
Тема: Развитие ловкости.
|
1 |
36. |
Тема:Развитие точности реагирования на сигнал.
|
1 |
37. |
Тема: Развитие ориентирования в пространстве.
|
1 |
38. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
39. |
Тема: Закрепление навыка преодоления препятствий.
|
1 |
40. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
41. |
Тема: Развитие выносливости.
|
1 |
42. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
43. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
44. |
Тема: Совершенствование ловкости, быстроты.
|
1 |
45. |
Тема: Совершенствование прыжковых упражнений.
|
1 |
46. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
47. |
Тема: Закрепление метания мяча в цель.
|
1 |
48. |
Тема: Совершенствование прыжковых упражнений.
|
1 |
49. |
Тема: Развитие быстроты реакции, внимания.
|
1 |
50. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
51. |
Тема: Развитие скоростных качеств.
|
1 |
52. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
53. |
Тема:Закрепление пройденного материала.
|
1 |
54. |
Тема: Развитие выносливости.
|
1 |
55. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
Самостоятельные игры.
|
1 |
56. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
Ё1 |
57. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
58. |
Тема: Разучивание метания мяча в цель.
|
1 |
59. |
Тема: Развитие быстроты реакции.
|
1 |
60. |
Тема: Развитие ловкости и внимания.
|
1 |
61. |
Тема: Развитие ловкости.
|
1 |
62. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
63. |
Тема: Развитие ловкости, внимания.
|
1 |
64. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
65. |
Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча.
|
1 |
66. |
Тема: Закрепление пройденного материала.
|
1 |
|
Итого |
66 |