Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» 2 класс

Пояснительная записка

Стремясь к далёким землям и странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись с ней, ребята сделают для себя много открытий.

   Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Основная направленность программы: привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, подробнее изучить природу  родного края, познакомить теоретически и практически с некоторыми видами растений занесённых в Красную книгу (например, кувшинка белая, кубышка жёлтая).

Актуальность программы состоит в том, что возникла  необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, что окружает в природе. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. воспитание патриота, хозяина своей земли.

Цель программы: с помощью теоретических и практических занятий вне учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению своего родного края, воспитание думающей, творческой личности.

        Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • формировать умения работать с различными источниками знаний,
  • изучить особенности природы своей местности,
  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю,
  • воспитание патриотических чувств,
  • активизировать работу по экологическому воспитанию,
  • развитие познавательного интереса к изучению родного края,
  • расширить школьные знания по краеведению и экологии,
  • совершенствование практических умений и навыков,
  • мотивация учащихся на творческую деятельность.

      Работа по реализации данной программы предполагает участие детей в поисковой и исследовательской работе, что помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Учащиеся приобретают навыки общения со справочной литературой, познакомятся с новой терминологией. Это способствует развитию потребности к самостоятельному добыванию знаний по краеведению. Так же предусматривается участие детей в массовых мероприятиях, конкурсах.

    Программа обучения рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю).

  Занятия кружка проводятся на базе МБОУ «Кебратская СОШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Вводное занятие (1ч)

Введение в программу. Знакомство с программой кружка. Показ образцов проектной деятельности. Вводная презентация «Что такое проектная деятельность»

Практическая работа:

 Составление правил работы в группах.

История посёлка(2ч)

Выяснение знаний,  которые имеют учащиеся по данной теме. Экскурсия в школьную библиотеку.

Практическая работа: знакомство с книгами местных авторов, поиск информации.

Улицы нашего посёлка (1ч)

Экскурсия по посёлку.

Знакомство с улицами посёлка.

Практическая работа: сделать снимки главных улиц посёлка, их достопримечательности.

Обработка полученной информации (1ч)

Дети рассказывают, какой материал они собрали по теме «История посёлка», вместе с учителем продумывается оформление работы в виде сообщения или буклета. Правила работы на компьютере.

Практическая работа: знакомство с программой Word, оформление сообщения о посёлке.

Оформление проекта (1ч)

Практическая работа:

коллективное оформление коллажа «Имя посёлка  моего». На лист бумаги дети приклеивают фотографии нашего города. Составляются критерии оценивания буклета, выступления.

Выбирается форма защиты проекта к следующему занятию, распределяются темы для выступления.

 

Защита проекта (1ч)

Защита проекта проходит в праздничной обстановке, приглашены родители детей. Дети рассказывают о выполненной работе, о ее значимости. Учитель награждает участников проекта дипломами и отмечает лучшие выступления.

. Осенний наряд моего посёлка (2ч)

Учитель проводит экскурсию в природу с целью наблюдения над осенними изменениями в жизни растений. Обобщаются знания детей о растениях нашего края.

Практическое занятие:

Фотографирование кустарников, деревьев, трав, цветов, осенней природы.

Наблюдение над растениями. Викторина «Угадай растение»

 Сочиняем сказку для альбома (1ч)

Дети под руководством учителя сочиняют сказку для альбома «В гостях у времен года». Учитель предлагает выбрать героя сказки, например, зайчика (любое животное нашего края или растение). Герой рассказывает о своих наблюдения в природе. Дети предлагают сюжет, который обсуждается коллективно, выбирается лучший. Сказку записывает учитель. Дома можно сочинить свою сказку и принести ее на следующее занятие.

Практическая работа:

Нарисовать Зайку, выбрать лучший рисунок для книги.

 Обработка полученной информации (1ч)

На занятии кружка дети показывают собранный материал: фотографии, сказки.

Продумывается план защиты проекта и формы представления информации. Дети распределяют свои роли. Правила работы на компьютере.

Практическая работа:

Учитель знакомит детей с правилами работы в программе Pauerpoint для того, чтобы они смогли сделать альбом «Осенний наряд моего посёлка» вместе с учителем и показать его на итоговом занятии.

 

 Оформление проекта (1ч)

Дети продолжают оформление своих работ, рассказывают о ходе своего выступления. Заканчивают оформление своих материалов на компьютере. Оформляют презентацию в соответствии с критериями оценивания. Повторяются правила работы на компьютере.

Защита проекта (1ч)

Защита проекта проходит в виде игры. Главный герой Зайка заметил, что наступила осень. Он этому очень огорчился, потому что вокруг все изменилось. Его друзья стали подумывать о зимовке…

Дети рассказывают свои сказки, показывают презентацию «Осенний наряд посёлка». Активные участники проекта награждаются.

.Волшебница-зима (2ч)

Учитель проводит экскурсию в природу. Дети выясняют, что произошли изменения в живой и неживой природе.

Практическая работа:

Ученики  делают снимки на фотоаппарат тех кустов и деревьев, которые фотографировали осенью.

Сочиняем сказку для альбома (1ч)

Для оформления альбома «В гостях у времен года» дети сочиняют сказку с главным героем Зайчиком. От его имени дети рассказывают, какие изменения произошли в природе, что делают птицы и животные зимой. Правила работы на компьютере.

Практическая работа:

Сказка набирается на компьютере в текстовом редакторе. Учитель предлагает детям познакомиться с программой рисования на компьютере, попробовать дома вместе с родителями  нарисовать Зайку.

Обработка полученной информации (1ч)

На занятии дети рассказывают свои сказки, выбираются лучшие. Проговариваются правила работы на компьютере.

Практическая работа:

Дети на компьютере набирают текст, используют объекты WordArt для улучшения дизайна работы.

 Оформление проекта (1ч)

Под руководством учителя оформляется презентация «Волшебница - зима», вставляются авторские снимки детей. Продумываются темы выступлений. Определяются выступающие. Правила работы на компьютере.

Практическая работа:

Учитель обучает детей вставке фотографий и картинок в презентацию, уменьшать объекты и обрезать лишнее с картинки.

Защита проекта (1ч)

Защита проекта проходит в виде путешествия Зайчика по нашему посёлку. Зайчик рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях, загадывает детям загадки, предлагает логические задания. Дети награждаются дипломами победителей и участников.

Весеннее пробуждение природы (2ч)

Учитель проводит экскурсию в природу. Дети наблюдают за весенними изменениями в природе, делают выводы.

Практическая работа:

Дети  фотографируют  кустарники и деревья, небо, местность.

 Изготовление кормушек для птиц Развешивание кормушек около школы  (1ч)

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с ножницами и пластиком, аккуратного выполнения изделия и содержания своего рабочего места в порядке.

Практическая работа: под руководством учителя дети делают кормушки из пластиковых бутылок, привязывают к ним веревочки.

Проведение инструктажа по технике безопасности во время развешивания кормушек, напоминание о правилах поведения на улице.

Практическая работа: (2ч)

Дети  развешивают на деревья кормушки, насыпают корм для птиц. Учитель фотографирует детей за работой. Родители помогают развешивать кормушки.

Сочинение сказки о весне (1ч)

На занятии дети сочиняют сказку о весне для коллективной книги. Главный герой Зайчик продолжает знакомить нас с его весенними приключениями. Сказку записывает учитель.

Практическая работа:

 Один из детей пробует набрать текст на компьютере.

 Обработка полученной информации (1ч)

Дети приносят свои сказки о приключениях зайчика, зачитывают их. Вместе выбираются лучшие сюжеты. Ученики показывают фотографии с экскурсии. Коллективно продумываются темы выступлений, ребята распределяют свои роли  при защите проекта.

Практическая работа:

На компьютере набираются тексты сказок, составляется презентация «Весеннее пробуждение природы», оформляется страничка для книги «В гостях у времен года»

Оформление проекта (2ч)

На этих занятиях дети заканчивают оформление книги «В гостях у времен года», продумывают ее презентацию.

Практическая работа:

Добавление иллюстраций к сказкам, оформление дизайна книги, обложки, оглавления.

 Защита проекта (1ч)

Участники кружка подводят итог работы по большой теме «В гостях у времен года», они представляют проектный продукт – рукописную книгу, зачитывают из нее сказки. Главный герой Зайчик присутствует на презентации книги, он внимательно слушает сказки и награждает всех авторов. Родители организуют сладкий стол для участников кружка.

.Зеленый наряд моего посёлка. Посадка цветов. (2ч)

 Озеленить палисадник школы.

В начале посадки проводится инструктаж по технике безопасности в обращении с инструментом, правилами поведения на улице.

Практическая работа:

Около школы дети сажают цветы вместе с учителем и родителями. Родители и учитель учит детей, как правильно посадить цветы.

 Скоро лето! Коллективный коллаж. (2ч)

В  самом начале занятии я учитель показывает летнюю фотографию и проводит «мозговой штурм». Он предлагает детям ответить на вопрос: « Что можно узнать по этой фотографии?» Дети говорят о том, что это летняя фотография потому, что природа цветет и плодоносит, люди ходят в легкой одежде…

Практическая работа:

Из кусочков журналов дети  продумывают композицию и составляют коллективный коллаж на тему «Скоро лето!»

 Итоговое занятие (1ч)

Итоговое занятие проходит в виде путешествия по главным темам проекта. Дети вспоминают о том, как они работали, что им помогло выполнять работу качественно и правильно. Самые активные награждаются дипломами.

Дети предлагают, какие темы можно было бы рассмотреть на новый учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате реализации программы учащиеся должны знать:

 

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое проект и как над ним организовать работу
  • какие бывают проекты
  • как организовать сбор и обработку информации
  • как представить результат своей работы
  • критерии  оценивания проекта

 

уметь:

  • выдвигать идеи
  • формулировать предположения, гипотезы
  • планировать свою деятельность
  • слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри групп
  • находить информацию в различных источниках
  • строить устный доклад
  • выбирать форму презентации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка

1

2-3.

«Мой посёлок» - проект

2

4.

История посёлка. Сбор информации

1

5

Улицы нашего города

1

6

Обработка полученной информации

1

7

Оформление  проекта

1

8

Защита проекта

1

9-10

В гостях у времен года – проект (фотоальбом)

2

11

Сочиняем сказку для альбома

1

12

Обработка полученной информации

1

13-14

Оформление  проекта

2

15

Защита проекта

1

16-17

Волшебница-зима (наблюдение, фотосессия

2

18

Сочиняем сказку для альбома

1

19

Обработка полученной информации

1

20-21

Оформление  проекта

2

22

Защита проекта

1

23-24

Весеннее пробуждение природы (наблюдение за неживой природой)

2

25

Изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек около школы

1

26

Сочиняем сказку для альбома

1

27

Обработка полученной информации

1

28-29

Оформление  проекта

2

30

Защита проекта

1

31

Зеленый наряд моего города. Посадка деревьев около школы. Аллея первоклассников

1

32-33

Скоро лето! Коллективный коллаж

2

34

Итоговое занятие

1

 

Итого:

34