Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» 1 класс

                                         Пояснительная записка

Стремясь к далёким землям и странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись с ней, ребята сделают для себя много открытий.

   Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Основная направленность программы: привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, подробнее изучить природу  родного края, познакомить теоретически и практически с некоторыми видами растений занесённых в Красную книгу (например, кувшинка белая, кубышка жёлтая).

Актуальность программы состоит в том, что возникла  необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, что окружает в природе. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. воспитание патриота, хозяина своей земли.

Цель программы: с помощью теоретических и практических занятий вне учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению своего родного края, воспитание думающей, творческой личности.

        Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • сформировать умения работать с различными источниками знаний,
  • изучить особенности природы своей местности,
  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю,
  • воспитание патриотических чувств,
  • активизировать работу по экологическому воспитанию,
  • развитие познавательного интереса к изучению родного края,
  • расширить школьные знания по краеведению и экологии,
  • совершенствование практических умений и навыков,
  • мотивация учащихся на творческую деятельность.

      Работа по реализации данной программы предполагает участие детей в поисковой и исследовательской работе, что помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Учащиеся приобретают навыки общения со справочной литературой, познакомятся с новой терминологией. Это способствует развитию потребности к самостоятельному добыванию знаний по краеведению. Так же предусматривается участие детей в массовых мероприятиях, конкурсах.

    Программа обучения рассчитана на 33 часа  (1 час в неделю).

  Занятия кружка проводятся на базе МБОУ «Кебратская СОШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Содержание программы

 Вводное занятие .

   Требования к занятиям кружка. Знакомство с  материалами занятий (использование презентации).

Посёлок, в котором я живу. Азбука моего посёлка. 4 ч.

   Большая» и «малая» Родина. Название страны, края, района, посёлка. Мой  адрес (улица, дом). Мой поселок - Кебраты. Улицы посёлка, культурные центры (ДК, библиотека). Школьный музей.  

   Экскурсия в школьный музей 2 ч.

  История создания музея.  Показ разных музеев при помощи презентаций. Правила поведения в музее, архиве. Культура общения с сотрудниками музея. Посещение школьного музея.

  Дары леса 8 ч.

  Простейшие способы ориентирования. Инструктаж по ТБ. Ягоды и грибы нашей местности. Грибы съедобные и несъедобные. Лекарственные растения. Народные рецепты от бабушек. Иллюстрирование. Оформление выставки рисунков. Экскурсии. Занимательная викторина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Познавательная игра про грибы «В гостях у Ежа Егорки»( с элементами презентации ).

  Времена года .

 Правила поведения в лесу. Экскурсии в природный уголок. Наблюдения (индивидуальные и коллективные). Произведения писателей и композиторов о временах года. Иллюстрирование по материалам экскурсий. Оформление выставки рисунков.

Дикие и домашние животные  2 ч.

  Фотовыставка «Эти забавные животные» (сбор фотографий). Оформление выставки.

Традиционные народные праздники 4ч.

   История праздников: прощание с осенью, Новый год, Рождество, Крещение, масленица, пасха.

 

Краткосрочный проект «По страницам Красной Книги»  3ч.

   Сбор и обработка материалов. Экскурсии в природу. Оформление стенда.

Итоговое занятие 1ч.

Анкетирование учащихся.

 

В результате реализации программы учащиеся должны знать:

  • название страны, края, района, посёлка, улиц, культурных центров (ДК, библиотека);
  • уметь самостоятельно назвать свой адрес;
  • знать основные народные  праздники;
  • иметь представления о растительном и животном мире своей местности;
  • уметь ориентироваться на местности по простым признакам;
  • знать некоторых представителей растительного и животного мира Красной книги  Гайнского района и посёлка Кебраты;
  • выполнять правила поведения в общественных местах;
  • уметь рассказать о любимом животном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Учебно-тематический план

 

Тема занятия

Количество часов

Теоретич.

Практичес.

1.

Вводное занятие. Требования к занятиям кружка. Презентация материалов занятий.

1ч.

-

 

Посёлок, к котором я живу.

Азбука моего посёлка

1

Большая и малая Родина. Название страны, края, района, посёлка.Мой посёлок- Кебраты

2

Улицы посёлка, культурные центры (ДК, библиотека). Школьный му

 

Экскурсия в школьный музей

3.

История создания музея (общее). Экскурсия в школьный музей. Показать разные музеи при помощи презентаций. Правила поведения в музее, архиве. Культура общения с сотрудниками музея. Посещение школьного музея.

1ч.

1ч.

 

Дары леса. Растительный и животный мир нашей местности.

1

Простейшие способы ориентирования. Инструктаж по ТБ

2

Ягоды и грибы нашей местности

 

3

Грибы съедобные и несъедобные. Познавательная игра про грибы «В гостях у Ежа Егорки» (с элементами презентации)

-

4

Лекарственные растения. Народные рецепты от бабушек. Иллюстрирование. Оформление выставки рисунков.

5

Экскурсия по материалам занятий Ягоды и грибы нашей местности»

-

6.

Занимательная викторина «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок»

-

 

Времена года. Сезонные изменения.

1

Правила поведения в лесу. Экскурсии в природный уголок. Наблюдения (индивидуальные коллективные)

2

Произведения писателей и композиторов о временах года

3

Иллюстрирование по материалам экскурсий. Оформление выставки рисунков

 

Домашние и дикие животные.

1.

Фотовыставка «Эти забавные животные» (сбор фотографий). Оформление выставки

 

Традиционные народные праздники

1.

История праздников: Новый год, Рождество, Крещение, масленица, пасха

 

Краткосрочный проект «По страницам Красной Книги».

1

Сбор и обработка материалов. Экскурсии в природу. Оформление стенда

 

Итоговое занятие

 

1ч.

 

Итого:

 

33ч.