Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская речи» 1 класс

Пояснительная записка

Кружок «Мастерская  речи» окажет помощь в обучении детей младшего школьного возраста грамотной, связной, красивой речи. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи говорения.  

Цель занятий проводимых по данной программе, - способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействует развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младшего школьника; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области речевой деятельности.

 Данные занятия способствуют решение задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм; созданию речевых ситуаций стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей школьников.

 Задачи:

* развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;

* научить приёмам  речевого мастерства;

* научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

* научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа кружка  по литературному чтению «Мастерская  речи» рассчитана  на учащихся начальной школы, желающих созидать, сочинять,  творить новое. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Разнообразие отношений и ситуаций  вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

         Программа каждого года обучения предусматривает расширения опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развёрнутое монологическое высказывание. Она поможет решить различные

  • учебные задачи: освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте,  предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие речевых навыков, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему);
  • воспитательные задачи:   воспитание культуры восприятия художественной;  воспитание эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира и внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных и  эстетических ценностей; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
    • творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

В течение года обучающиеся, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства артистов.

     Итоги занятий могут быть проведены в форме  концерта или спектакля юных артистов с приглашением родителей детей, друзей,  педагогов.

Программа кружка «Мастерская  речи» предназначена для работы с детьми начальной школы. Продолжительность занятий строится  из расчёта 66 часов (по два часа в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Структура программы

 

  Каждое занятие состоит  из трех частей:

 

  • Активация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; «Не торопись отвечать, торопись думать» (в этой части занятия используются стихи, рассказы, сказки после прочтения, которых дети выполняют какое-либо задание по тексту (выделить главную мысль, почему произведение так называется, ответы на вопросы по содержанию и т.д.)
  • Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера ( объяснение различных значений слов; знакомство и объяснение пословиц, их заучивание; объяснение ситуаций различными выражениями благодарности и извинения и т.д.)

 

  • Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.

 

« Умел дело сделать, умей и позабавится».

 

В конце года предусмотрены конкурсы эрудитов, проверочная работа.

 

 Предполагаемый    результат.

 

* разовьются природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;

 

* научатся приёмам  речевого мастерства;

 

* научатся  слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

 

* научатся  правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№п\п

        Тема

 

    Содержание        занятия

Кол-во часов

1

Речь

 

 

 

Речь письменная и устная, правила общения, общение людей разных народов.

 

Стихи, сказки, рассказы. Рифма. Строфа. Строка. Логическое ударение.

 

Ритмичность движений, ритмичность считалок, рифма

4

2

Устная и письменная речь:

 

 

 

 

Внутренняя речь.

Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки.

Мимика.

Жесты. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика речи, логичес­кое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения

 

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов. Использование орфоэпических норм речи. Чистота произношения.

4

3

Сказки

 

 

Литературный жанр

.Сюжеты известных сказок. Сказочные элементы.

4

4

Знакомые незнакомцы

 

Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья

 

2

5

«Тише, громче…»

 

 Работа над выразительностьюречи, чёткостью и правильным интонированием, разучивание скороговорок. Упражнения для мышечной релаксации. Стихи.

1

6

Слова, слова, слова…

 

Представление о слове как комплексе звуков, имеющим лексическое значение. Анаграммы.

1

7

Озорные буквы

 

Понятие о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Игры.Стихи. Анаграммы.

1

8

Слова играют в прятки

 

Загадки по их концовкам. Стихи.

1

9

Слово и его значение

 

Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья

 

1

10

Прямое и переносное значение слова

 

Понятие о прямом и переносном значении слова. Речь образная, выразительная. Загадки. Стихи.

1

11

Многозначные слова

 

Понятие многозначности слова. Сходство предметов в действиях.

Стихи. Загадки. Анаграммы

1

12

Омонимы

 

Первичное представление об омонимах и их значении в речи.

Точное значение слова.Стихи. Загадки. Игры.

1

13

Синонимы

 

Первичное представление о синонимах и их значение в речи. Замена одного согласного звука так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что. Стихотворение-найти и подчеркнуть многозначные слова.

1

14

Антонимы

 

Первичное представление об антонимах и их значении в речи. Нахождение синонимов в стихотворении. Игры. Анаграммы.Шарады.

1

15

Выразительность и правильность речи

 

 

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения. Наблюдение изменения смысла предложения при замене слова, при распространении другими словами.

Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице.

 Нормы произношения, ударение, словообразование.

2

16

Ты и твой собеседник

 

Собеседник, адресат, общение со старшими, с приятелями, телефонные разговоры, приглашение, слова извинения Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч.

Речевые средства: мелодика речи, логичес­кое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения

 

(терминологией пользуется учитель). Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов. Использование орфоэпических норм речи. Чистота произношения.

2

17

Что на что похоже

 

Первичное представление о сравнении

Знакомство с типом текста, в котором раскрываются признаки сопоставляемых предметов.

 

 

 

1

18

Голоса природы

 

Чтение текстов, определение темы и основной мысли, подбор заголовков, рисование животных, устное описание животных, игра «Угадай»

 

1

19

Проверочная работа

 

Исходный текст, речевая ситуация, синонимы, факты Использование плана при пересказе текста. Основные мысли, их последовательность, особенности стиля

1

20

Загадки

 

 

Внутренняя речь.

Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки.

Мимика.

Жесты. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи.

1

21

Культура речи. Вежливые слова.

 

 слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.

1

22

Пословицы

 

Навыки употребления в речи образных выражений.

1

23

Учимся рассуждать

 

правила общения, общение людей разных народов.

 

2

24

Текст и предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема текста; заглавие,

опорные слова;

основная мысль текста;

 виды текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

25

Текст

 

Знакомство с темой и  основной мыслью текста. Понятие о  видах текстов.

 

 

2

26

Заглавие текста

 

Выделение в тексте главной мысли. Подбор заглавия к тексту.

1

27

Тема текста

 

 

Тема текста, тип текста, основная мысль, деловой и разговорный стиль,  описание, объявление,

 

1

28

Повторение пройденного

 

Подбор синонимов к словам. Подбор заголовка к  рассказам.

1

29

Опорные слова

 

Составление текста по опорным словам.

1

30

Мы строим текст

 

Тема текста; заглавие,

опорные слова;

основная мысль текста;

 виды текстов

2

31

План текста

 

Понятие «план», его необходимость

 

2

32

Проверочная работа

 

Тест

1

33

 

Тематические группы слов

 

 

Знакомство с профессиями. Признаки и действия предметов.

1

34

Наш цветной мир

 

Первичное представление об образности. Сравнения. Имена собственные.

2

 

 

 

Итого:

66часов