Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
Пояснительная записка
Кружок «Мастерская речи» окажет помощь в обучении детей младшего школьного возраста грамотной, связной, красивой речи. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи говорения.
Цель занятий проводимых по данной программе, - способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействует развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младшего школьника; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области речевой деятельности.
Данные занятия способствуют решение задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм; созданию речевых ситуаций стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей школьников.
Задачи:
* развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;
* научить приёмам речевого мастерства;
* научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
* научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа кружка по литературному чтению «Мастерская речи» рассчитана на учащихся начальной школы, желающих созидать, сочинять, творить новое. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Разнообразие отношений и ситуаций вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.
Программа каждого года обучения предусматривает расширения опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развёрнутое монологическое высказывание. Она поможет решить различные
В течение года обучающиеся, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства артистов.
Итоги занятий могут быть проведены в форме концерта или спектакля юных артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Программа кружка «Мастерская речи» предназначена для работы с детьми начальной школы. Продолжительность занятий строится из расчёта 66 часов (по два часа в неделю)
Структура программы
Каждое занятие состоит из трех частей:
« Умел дело сделать, умей и позабавится».
В конце года предусмотрены конкурсы эрудитов, проверочная работа.
Предполагаемый результат.
* разовьются природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой деятельности;
* научатся приёмам речевого мастерства;
* научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
* научатся правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Учебно-тематический план
№п\п |
Тема |
|
Содержание занятия |
Кол-во часов |
1 |
Речь
|
|
Речь письменная и устная, правила общения, общение людей разных народов.
Стихи, сказки, рассказы. Рифма. Строфа. Строка. Логическое ударение.
Ритмичность движений, ритмичность считалок, рифма |
4 |
2 |
Устная и письменная речь:
|
|
Внутренняя речь. Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки. Мимика. Жесты. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов. Использование орфоэпических норм речи. Чистота произношения. |
4 |
3 |
Сказки |
|
Литературный жанр .Сюжеты известных сказок. Сказочные элементы. |
4 |
4 |
Знакомые незнакомцы |
|
Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья
|
2 |
5 |
«Тише, громче…» |
|
Работа над выразительностьюречи, чёткостью и правильным интонированием, разучивание скороговорок. Упражнения для мышечной релаксации. Стихи. |
1 |
6 |
Слова, слова, слова… |
|
Представление о слове как комплексе звуков, имеющим лексическое значение. Анаграммы. |
1 |
7 |
Озорные буквы |
|
Понятие о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Игры.Стихи. Анаграммы. |
1 |
8 |
Слова играют в прятки |
|
Загадки по их концовкам. Стихи. |
1 |
9 |
Слово и его значение |
|
Значение слов, толковый словарь, алфавитный порядок, словарная статья
|
1 |
10 |
Прямое и переносное значение слова |
|
Понятие о прямом и переносном значении слова. Речь образная, выразительная. Загадки. Стихи. |
1 |
11 |
Многозначные слова |
|
Понятие многозначности слова. Сходство предметов в действиях. Стихи. Загадки. Анаграммы |
1 |
12 |
Омонимы |
|
Первичное представление об омонимах и их значении в речи. Точное значение слова.Стихи. Загадки. Игры. |
1 |
13 |
Синонимы |
|
Первичное представление о синонимах и их значение в речи. Замена одного согласного звука так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что. Стихотворение-найти и подчеркнуть многозначные слова. |
1 |
14 |
Антонимы |
|
Первичное представление об антонимах и их значении в речи. Нахождение синонимов в стихотворении. Игры. Анаграммы.Шарады. |
1 |
15 |
Выразительность и правильность речи
|
|
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения. Наблюдение изменения смысла предложения при замене слова, при распространении другими словами. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице. Нормы произношения, ударение, словообразование. |
2 |
16 |
Ты и твой собеседник |
|
Собеседник, адресат, общение со старшими, с приятелями, телефонные разговоры, приглашение, слова извинения Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения
(терминологией пользуется учитель). Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов. Использование орфоэпических норм речи. Чистота произношения. |
2 |
17 |
Что на что похоже |
|
Первичное представление о сравнении Знакомство с типом текста, в котором раскрываются признаки сопоставляемых предметов.
|
1 |
18 |
Голоса природы |
|
Чтение текстов, определение темы и основной мысли, подбор заголовков, рисование животных, устное описание животных, игра «Угадай»
|
1 |
19 |
Проверочная работа |
|
Исходный текст, речевая ситуация, синонимы, факты Использование плана при пересказе текста. Основные мысли, их последовательность, особенности стиля |
1 |
20 |
Загадки |
|
Внутренняя речь. Стихи, загадки, рассказы, сказки. Темп и громкость речи. Скороговорки. Мимика. Жесты. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. |
1 |
21 |
Культура речи. Вежливые слова. |
|
слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. |
1 |
22 |
Пословицы |
|
Навыки употребления в речи образных выражений. |
1 |
23 |
Учимся рассуждать |
|
правила общения, общение людей разных народов.
|
2 |
24 |
Текст и предложение
|
|
Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мысль текста; виды текстов.
|
16 |
25 |
Текст |
|
Знакомство с темой и основной мыслью текста. Понятие о видах текстов.
|
2 |
26 |
Заглавие текста |
|
Выделение в тексте главной мысли. Подбор заглавия к тексту. |
1 |
27 |
Тема текста |
|
Тема текста, тип текста, основная мысль, деловой и разговорный стиль, описание, объявление,
|
1 |
28 |
Повторение пройденного |
|
Подбор синонимов к словам. Подбор заголовка к рассказам. |
1 |
29 |
Опорные слова |
|
Составление текста по опорным словам. |
1 |
30 |
Мы строим текст |
|
Тема текста; заглавие, опорные слова; основная мысль текста; виды текстов |
2 |
31 |
План текста |
|
Понятие «план», его необходимость
|
2 |
32 |
Проверочная работа |
|
Тест |
1 |
33 |
Тематические группы слов
|
|
Знакомство с профессиями. Признаки и действия предметов. |
1 |
34 |
Наш цветной мир |
|
Первичное представление об образности. Сравнения. Имена собственные. |
2 |
|
|
|
Итого: |
66часов |