Рабочая программа предметного кружка «Юный лингвист» 9 класс

Пояснительная записка

Государственная итоговая  аттестация по русскому языку в 9 классе требует от девятиклассников умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи, проблемы. Учащимся  необходимо выработать умение сокращать прослушанный текст до минимума информации без ущерба для смысла, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Настоящая программа предметного кружка «Юный лингвист»  предусматривает подготовку учащихся к сдаче ГИА: написанию сжатого изложения, а также выполнению различных видов анализа языковых единиц.    Занятия строятся в соответствии с видами заданий, предложенных в демо-версиях для подготовки к ГИА по русскому языку. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ГИА  по русскому языку  предыдущих лет.

Цели: 

  • гуманитарное развитие учащихся;
  • развитие творческих способностей личности;
  • овладение учащимися способами и приемами компрессии текста;
  • подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку.

        Задачи:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий  ГИА по русскому языку;
  • совершенствовать практическую грамотность;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • развивать умение опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;
  • совершенствовать умение адекватно понимать и сокращать прослушанный текст с использованием различных способов компрессии.

Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);  самостоятельная работа;  работа в группах, парах; индивидуальная работа.

Всего на занятия кружка предусмотрено 34 часа (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Структура ГИА по русскому языку в 9 классе. (1ч.)

Способы компрессии (сжатия) текста. (7ч.)

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? Компрессия текста: применения способов замены, исключения, обобщение. Сочетание замены и исключения, исключение и обобщения, замены, исключения и обобщения.

Сочинение – рассуждение (1ч.)

Требования к сочинению – рассуждению Структура сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

         Анализ текста. Фонетика. Морфология. Орфография. Лексика, фразеология. Синтаксис. Пунктуация.  (25ч.)

         Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фонетики. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Правописание корней. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Структура ГИА по русскому языку в 9 классе.

1

2.

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? (Повторение).

1

3.

Компрессия текста: применение способа замены.

1

4.

Компрессия текста: применение способа обобщения.

1

5.

Компрессия текста: применение способа исключения.

1

6.

Сочетание замены и исключения.

1

7.

Сочетание исключения и обобщения.

1

8.

Сочетание замены, исключения и обобщения.

1

9.

Требования к сочинению – рассуждению. Структура  сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

1

10.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

11-12.

Анализ текста. Лексическое значение слова.

2

13-14.

Выразительные средства лексики и фонетики.

2

15-16.

Фонетика. Звуки буквы. Фонетический анализ слова.

2

117-18.

Правописание корней.

2

19-20.

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

2

21-22.

Правописание суффиксов различных частей речи.

2

23-24.

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

2

25-26.

Словосочетание.

 

2

27-28.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

2

29-30.

Осложненное простое предложение.

2

31-32.

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

2

33-34.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.

2

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся  должны совершенствовать и развить  следующие умения и навыки:

  • Адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст  с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Использовать различные способы компрессии текста.
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
  • Адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять  тему,  основную мысль текста, явную и скрытую информацию.
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.