Рабочая программа предметного кружка «Решение задач повышенной сложности» 9 класс

Пояснительная записка  

         Математическое образование в России подразумевает в первую очередь развитие математической культуры учащихся.

         Основные цели и задачи математического кружка «Решение задач повышенной сложности» заключаются в следующем: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.

         Одна из важнейших задач кружка сделать все возможное для развития творческих способностей детей. Интеллектуальные затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнять известными ему способами поставленного перед ним задания. чтобы выполнить его, он должен найти новый способ. Для ученика усвоение неизвестной для него закономерности является открытием, которое он совершает в процессе обучения в условиях проблемных ситуаций, специально организованных для обучения.

         Внеклассные занятия по математике углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. На занятиях кружка будут рассмотрены идеи и приемы решения задач повышенной сложности.

         Кружок проводится по одному часу в неделю. Всего 34часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса  

  1. 1.     Действия с рациональными числами (2ч)

Рассмотреть задания с рациональными числами повышенной трудности.

  1. Многочлены (4ч)

      Упрощение суммы и разности многочленов. Произведение многочленов. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как основной компонент в заданиях на преобразование целых выражений. Поэтому целесообразно рассмотреть комбинированные задания по данной теме, при решении различных задач.

  1. 3.     Формулы сокращенного умножения (3ч)

Формулы сокращенного умножения изучены в 7 классе, на данных занятиях необходимо выработать умение применять эти формулы в сложных случаях для преобразования выражений в многочлены и разложение многочленов на множители.

  1. 4.     Рациональные дроби (2ч)

Основная цель – перейти к комбинированным заданиям на все действия с дробями.

  1. 5.     Квадратные корни (3ч)

Рассмотреть более сложные преобразования выражений, содержащих квадратные корни: вынесение множителя из-под знака корня, внесение множитель под знак корня, освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.

  1. 6.     Квадратные уравнения (4ч)

Основная цель – расширить аппарат уравнений, используемый для решения текстовых задач.

  1. 7.     Квадратная функция (5ч)

В системе упражнений значительное место отвести задачам прикладного характера, которые решаются с опорой на графические представления.

8. Уравнения и системы уравнений (4ч)

В системе упражнений основное внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени приемами – разложением на множители и введением новой переменной.

9. Прогрессии (4ч)

В теме обогащается и расширяется круг задач, связанных с процентными расчетами. На конкретных примерах иллюстрируются понятия простых и сложных процентов, которые позволяют рассмотреть большое число практико-ориентированных задач.

10. Итоговое занятие (3ч)

Итоговое тестирование рассчитано на 2ч. На следующем занятии проводится анализ тестовой работы.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план  

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

теоретические

практи 

ческие

1-2

Действия с рациональными числами

2

 

2

 

Многочлены

4

1

3

3-4

 

5-6

Упрощение суммы и разности многочленов

Произведение многочленов

2

 

2

 

 

 

 

Формулы сокращенного умножения

3

1

2

7

8

9

Квадрат суммы и разности

Разность квадратов

Сумма и разность кубов

1

1

1

 

 

 

Рациональные дроби

2

 

 

10

11

Сумма и разность дробей

Произведение и частное дробей

1

1

 

 

 

Квадратные корни

3

1

2

12

13-14

 

Свойства квадратного корня

Применение свойств к преобразованию выражений

1

 

2

 

 

 

Квадратные уравнения

4

1

3

15

 

16

 

17-18

Решение квадратных уравнений по формуле

Решение дробных рациональных уравнений

Решение задач с помощью кв. уравнений

1

 

1

 

2

 

 

 

Квадратная функция

5

1

4

19-20

 

21

22-23

Разложение квадратного трехчлена на множители

Функции и их графики

Решение неравенств

2

 

1

2

 

 

 

Уравнение и системы уравнений

4

1

3

24-25

 

26

 

27

Решение уравнений, приводимых к квадратным

Графический способ решения уравнений

Решение систем уравнений

2

 

1

1

 

 

 

Прогрессии

4

1

3

28-29

30-31

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

2

2

 

 

 

Итоговое занятие

3

2

1

32

33-34

Итоговое тестирование

Анализ тестирования

1

2

 

 

 

 

Итого

34

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения курса программы предметного кружка «Решение задач повышенной сложности» учащиеся должны:

уметь выполнять все действия с многочленами, встречающимися в сложных заданиях; применять формулы сокращенного умножения; решать квадратные уравнения, сложные рациональные уравнения и применять их к решению задач;

решать квадратные уравнения, уравнения, сводящимися к ним;

знать разные способы решения квадратных уравнений и систем уравнений;

свободно владеть техникой нахождения неизвестных  членов арифметической и геометрической  прогрессии.