Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
Пояснительная записка.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в результате огромного количества перемен в жизни общества во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается снижение уровня читательской культуры.
Тем не менее, человек в современном быстроменяющемся мире вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций, о чем сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетенций занимает читательская компетентность: знания, умения и навыки, позволяющие ученику ориентироваться в разнообразии книг, библиографическая грамотность, позитивное отношение к чтению. На формирование читательской компетентности направлены уроки литературы. Но, как показали результаты диагностики, не все учащиеся 7 класса способны достаточно осмысленно прочитать учебный и художественный текст, выделить в нем важное, основное, передать содержание прочитанного, творчески употреблять в своей речи языковые средства, делая её яркой и выразительной. Позитивное отношение к чтению наблюдается лишь у 40% учащихся. Цель факультативного курса «На пути к осмысленному чтению»: способствовать формированию читательской компетентности семиклассников.
Задачи:
Формы и методы решения поставленных задач:
Всего на изучение факультативного курса отводится 34 часа (из
расчета 1 час в неделю).
Содержание учебного курса
Введение. (1 час)
Знакомство с содержание курса, учебным пособием.
Мы читаем учебную книгу. (3 часа)
Что мы знаем о чтении? Читать, чтобы получать знания, научиться что-то делать, получать удовольствие. Виды чтения: ознакомительное, изучающее (повторение). При каких обстоятельствах виды чтения используются? Характер чтения. Внешние данные книги. Тема текста. Абзац. Начальные предложения абзацев. О чем они сообщают читателю?
Мы отвечаем на уроках. (5 часов)
Наши ответы на уроках. Односложные, развернутые. Признаки научного стиля в развернутом ответе. Тип ответа: определение, описательная характеристика, сравнительная характеристика, классификационная характеристика, повествование, рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство, правило, инструкция. Как лучше начать ответ? Основная часть ответа. Как её построить? Завершение высказывания: подвести итог, повторить самое важное, выразить свое отношение, дать оценку своей речи. Слова и выражения, помогающие сформулировать ответ.
Мы слушаем информационную речь. (4 часа)
Значение слушания. Разновидности слушания: глобальное, детальное, критическое, некритическое. Установка на восприятие. Внутренняя установка. Положительная внутренняя установка, установка одобрения. Эмпатия (сопереживание). Способы и приемы слушания (нерефлексивное, рефлексивное). Словесные средства слушания, мимика, жесты. Умение задать вопрос к прослушанному тексту.
Речевые жанры. (1 час)
Речевой жанр – форма существования текста (повторение). Первичные тексты (автобиография, дневниковые записи, письмо, афиша, статья в газету, заявление). Вторичные тексты (отзыв, конспект, рецензия, послесловие и др.) Литературные жанры и речевые жанры. Коммуникативная задача говорящего. Сфера употребления речевого жанра.
Аннотация. (2 часа)
Сведения, содержащиеся в аннотации. Разновидности аннотации: справочная, рекомендательная, от издательства, от автора, от составителя, информативная, развернутая. Стандартные и нестандартные опорные конструкции, используемые в аннотации. Составление аннотации на новую книгу.
Предисловие. (1 час)
Во что вводит предисловие? Автор предисловия: редактор, переводчик, составитель, издательство, автор. Содержание предисловия (сведения об авторе, краткое содержание книги, чем она интересна и т.д.). Сочинение предисловия к известной книге.
Отзыв. (1 час)
Устный, письменный отзыв. Речевая задача автора отзыва. Отзыв о любимой телепередаче.
Изобретаем речь. (3 часа)
Изобретать речь - значит находить что-то новое. Рассказ о предмете речи. Риторический запрет: нельзя создавать нетворческую, безликую речь.
Полезный топик (общие места в риторике). Определение логическое, риторическое.
Штампы и находки. Речевые штампы. Речевые находки – собственные слова, выражения. Нахождение речевых штампов в тексте. Редактирование сочинения.
Письмо. (2 часа)
Личное письмо. Письмо, его характеристика. Адресат, адресант. Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная. Коммуникативная задача: сообщить, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, поблагодарить и т.д. части письма: приветствие (обращение), вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Письмо - поздравление. Выражения, используемые в письме. Советы, как написать письмо. Благодарственное письмо. Слова – выражение благодарности. Письмо – просьба. Слова, которые смягчают выражение воли. Использование обращений в письме.
Дневниковые записи. (1 час)
Цель ведения дневниковых записей (сохранить, подумать, поразмышлять и т.д.). Как оформить дневник? О чем писать? Как построить высказывание? Рассуждение, повествование, описание в дневнике. Анализ событий истекшего дня в дневниковых записях.
Интервью. (4 часа)
Популярность жанра в современной жизни. Интервьюер. Интервьюировать. Положение участников интервью, их роли. Обстановка, своеобразие языка, речевой этикет интервью. Вербальные и невербальные (словесные и несловесные) средства интервьюирующего. Как подготовиться к интервью? Правила, которые нельзя нарушать. Интервью с литературным героем.
Притча. (3 часа)
Красна речь с притчею. Что такое притча? (повторение). Пословицы о притче. Особенности притчи. Мораль притчи. Притчи Эзопа и басни И.А.Крылова. Значение притчи: «случай» и «указатель пути». Преобладание глаголов в притче. Язык притчи: простота, ясность, доступность. Персонажи притч – носители сюжетных функций. Притчи – близнецы. Сокращение притчи (исключение подробностей, перевод прямой речи в косвенную). Рассказываем притчу к месту (просто, естественно, без приукрашивания). Вводим притчу в высказывание (перед своей речью или после своей речи).
Бывальщины. Небывальщины. (1 час)
Автор – рассказчик – герой рассказа. Рассказчик – очевидец, свидетель событий, участник событий. Его коммуникативное намерение. Небывальщины. Почему и зачем рассказываются выдуманные истории? Перевертыши.
Проверим себя. (1 час)
Конкурс на лучшее сочинение (по пройденным жанрам).
Конец – делу венец. (1 час)
Итоги изучения факультативного курса.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1. |
Введение. Знакомство с программой курса, с учебным пособием. |
1 |
Мы читаем учебную книгу. |
3 |
|
2. |
Что мы знаем о чтении? |
1 |
3. |
Всегда ли мы читаем одинаково? Внешние данные книги. |
1 |
4. |
Тема текста. Абзац. Аллитерация. |
1 |
Мы отвечаем на уроках. |
5 |
|
5. |
Наши ответы на уроках. |
1 |
6. |
Развернутый ответ – это устный ответ. |
1 |
7. |
Такие разные ответы. |
1 |
8. |
Лиха беда начало… |
1 |
9. |
Основная часть ответа. |
1 |
Мы слушаем информационную речь. |
4 |
|
10. |
Красна речь слушанием. |
1 |
11. |
Слушание бывает разным. |
1 |
12. |
Установка на восприятие. |
1 |
13. |
Способы и приемы слушания. |
1 |
Речевые жанры. |
1 |
|
14. |
Узнай меня. Как мы различаем речевые жанры? |
1 |
Аннотация. |
2 |
|
15. |
Что такое аннотация? |
1 |
16. |
Аннотации бывают разные. Аннотируем новые издания. |
1 |
Предисловие. |
1 |
|
17. |
Предисловие. Что это за текст? |
1 |
18. |
Отзыв. |
1 |
Изобретаем… речь. |
3 |
|
19. |
Что значит изобретать речь? |
1 |
20. |
Полезный топик. |
1 |
21. |
Штампы и находки. |
1 |
Письмо. |
2 |
|
22. |
Личное письмо. О письмах вообще |
1 |
23. |
Письмо – поздравление, благодарственное письмо, письмо – просьба. |
1 |
Дневниковые записи. |
1 |
|
24. |
Что записывать? Как и зачем? Первые опыты. |
1 |
Интервью. |
4 |
|
25. |
Интервью в нашей жизни. |
1 |
26. |
Назовем вещи своими именами. |
1 |
27. |
Интервью не просто беседа. |
1 |
28. |
Интервью дает литературный герой. |
1 |
Притча |
3 |
|
29. |
Красна речь с притчею. Без притчи века не изживешь. |
1 |
30. |
Притча короче носа птичья. |
1 |
31. |
Рассказываем притчу к месту. Вводим притчу в высказывание. |
1 |
Бывальщины, небывальщины |
1 |
|
32. |
Бывальщины. Небывальщины. Кто рассказывает и зачем? |
1 |
33. |
Проверим себя. |
1 |
34. |
Конец – делу венец. |
1 |
Итого: |
34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативного курса «На пути к осмысленному чтению» у учащихся: