Рабочая программа факультативного курса «На пути к осмысленному чтению» 7 класс

Пояснительная записка.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в результате огромного количества перемен в жизни общества во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается снижение уровня читательской культуры.

Тем не менее, человек в современном быстроменяющемся мире вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций, о чем сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетенций занимает читательская компетентность: знания, умения и навыки, позволяющие ученику ориентироваться в разнообразии книг, библиографическая грамотность, позитивное отношение к чтению. На формирование читательской компетентности направлены  уроки литературы. Но, как показали результаты диагностики, не все  учащиеся 7 класса  способны достаточно осмысленно прочитать учебный и художественный текст, выделить в нем важное, основное, передать содержание прочитанного, творчески употреблять в своей речи языковые средства, делая её яркой и выразительной.  Позитивное отношение к чтению наблюдается лишь у 40% учащихся. Цель факультативного курса «На пути к осмысленному чтению»: способствовать формированию читательской компетентности семиклассников.

Задачи:

  • Формировать позитивное отношение к чтению.
  • Совершенствовать умения самостоятельной работы с учебной книгой, художественным текстом.
  • Совершенствовать умения вычитывать информацию, размышлять о прочитанном, давать оценку прочитанному.
  • Развивать культуру речи, коммуникативные и творческие способности школьников.
  • Формировать библиографическую грамотность школьников.

Формы и методы решения поставленных задач:

  • Рассказ, лекция учителя.
  • Чтение  учебных, художественных текстов.
  • Практические задания.
  • Самостоятельная работа.
  • Тренинги.

Всего на изучение  факультативного курса отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
 

Содержание учебного курса

Введение. (1 час)

Знакомство с содержание курса, учебным пособием.

Мы  читаем учебную книгу. (3 часа)

Что мы знаем о чтении? Читать, чтобы получать знания, научиться что-то делать, получать удовольствие. Виды чтения: ознакомительное, изучающее (повторение). При каких обстоятельствах виды чтения используются? Характер чтения. Внешние данные книги. Тема текста. Абзац. Начальные предложения абзацев. О чем они сообщают читателю?

Мы отвечаем на уроках. (5 часов) 

Наши ответы на уроках. Односложные, развернутые. Признаки научного стиля в развернутом ответе. Тип ответа: определение, описательная характеристика, сравнительная характеристика, классификационная характеристика, повествование, рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство, правило, инструкция. Как лучше начать ответ? Основная часть ответа. Как её построить? Завершение высказывания: подвести итог, повторить самое важное, выразить свое отношение, дать оценку своей речи. Слова и выражения, помогающие сформулировать ответ.

Мы слушаем информационную речь. (4 часа)

Значение слушания. Разновидности слушания: глобальное, детальное, критическое, некритическое. Установка на восприятие. Внутренняя установка. Положительная внутренняя установка, установка одобрения. Эмпатия (сопереживание). Способы и приемы слушания (нерефлексивное, рефлексивное).  Словесные средства слушания, мимика, жесты. Умение задать вопрос к прослушанному тексту.

Речевые жанры. (1 час)

Речевой жанр – форма существования текста (повторение). Первичные тексты (автобиография, дневниковые записи, письмо, афиша, статья в газету, заявление). Вторичные тексты (отзыв, конспект, рецензия, послесловие и др.) Литературные жанры и речевые жанры. Коммуникативная задача говорящего. Сфера употребления речевого жанра.

         Аннотация. (2 часа)

Сведения, содержащиеся в аннотации. Разновидности аннотации: справочная, рекомендательная, от издательства, от автора, от составителя, информативная, развернутая.  Стандартные и нестандартные опорные конструкции, используемые в аннотации. Составление аннотации на новую книгу.

Предисловие. (1 час)

Во что вводит предисловие? Автор предисловия: редактор, переводчик, составитель, издательство, автор. Содержание предисловия (сведения об авторе, краткое содержание книги,  чем она интересна и т.д.). Сочинение предисловия к известной книге.

Отзыв. (1 час)

Устный, письменный отзыв. Речевая задача автора отзыва. Отзыв о любимой телепередаче.

Изобретаем речь. (3 часа)

Изобретать речь - значит находить что-то новое. Рассказ о предмете речи. Риторический запрет: нельзя создавать нетворческую, безликую речь.

Полезный топик (общие места в риторике). Определение логическое, риторическое.

Штампы и находки. Речевые штампы. Речевые находки – собственные слова, выражения. Нахождение речевых штампов в тексте. Редактирование сочинения.

Письмо. (2 часа)

Личное письмо. Письмо, его характеристика. Адресат, адресант. Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная. Коммуникативная задача: сообщить, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, поблагодарить и т.д. части письма: приветствие (обращение), вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Письмо - поздравление. Выражения, используемые в письме. Советы, как написать письмо. Благодарственное письмо. Слова – выражение благодарности. Письмо – просьба. Слова, которые смягчают  выражение воли. Использование обращений в письме.

Дневниковые записи. (1 час)

Цель ведения дневниковых записей (сохранить, подумать, поразмышлять и т.д.). Как оформить дневник? О чем писать? Как построить высказывание? Рассуждение, повествование, описание в дневнике. Анализ событий истекшего дня в дневниковых записях.

Интервью. (4 часа)

Популярность  жанра в современной жизни. Интервьюер. Интервьюировать. Положение участников интервью, их роли. Обстановка, своеобразие языка, речевой этикет интервью. Вербальные и невербальные (словесные и несловесные) средства интервьюирующего. Как подготовиться к интервью? Правила, которые нельзя нарушать. Интервью с литературным героем.

         Притча. (3 часа)

Красна речь с притчею. Что такое притча? (повторение). Пословицы о притче. Особенности притчи. Мораль притчи. Притчи Эзопа и басни И.А.Крылова. Значение притчи: «случай» и «указатель пути». Преобладание глаголов в притче. Язык притчи: простота, ясность, доступность. Персонажи притч – носители сюжетных функций. Притчи – близнецы. Сокращение притчи (исключение подробностей, перевод прямой речи в косвенную). Рассказываем притчу к месту (просто, естественно, без приукрашивания). Вводим притчу в высказывание (перед своей речью или после своей речи).

Бывальщины. Небывальщины. (1 час)

Автор – рассказчик – герой рассказа. Рассказчик – очевидец, свидетель событий, участник событий. Его коммуникативное намерение. Небывальщины. Почему и зачем рассказываются выдуманные истории? Перевертыши.

Проверим себя. (1 час)

Конкурс на лучшее сочинение (по пройденным жанрам).

Конец – делу венец. (1 час)

Итоги изучения факультативного курса.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение. Знакомство  с программой курса, с учебным пособием.

1

Мы  читаем учебную книгу.

3

2.

Что мы знаем о чтении?

1

3.

Всегда ли мы читаем одинаково? Внешние данные книги.

1

4.

Тема текста. Абзац. Аллитерация.

1

Мы отвечаем на уроках.

5

5.

Наши ответы на уроках.

1

6.

Развернутый ответ – это устный ответ.

1

7.

Такие разные ответы.

1

8.

Лиха беда начало…

1

9.

Основная часть ответа.

1

Мы слушаем информационную речь.

4

10.

Красна речь слушанием.

1

11.

Слушание бывает разным.

1

12.

Установка на восприятие.

1

13.

Способы и приемы слушания.

1

Речевые жанры.

1

14.

Узнай меня. Как мы различаем речевые жанры?

1

Аннотация.

2

15.

Что такое аннотация?

1

16.

Аннотации бывают разные. Аннотируем новые издания.

1

Предисловие.

1

17.

Предисловие. Что это за текст?

1

18.

Отзыв.

1

Изобретаем… речь.

3

19.

Что значит изобретать речь?

1

20.

Полезный топик.

1

21.

Штампы и находки.

1

Письмо.

2

22.

Личное письмо. О письмах вообще

1

23.

Письмо – поздравление, благодарственное письмо, письмо – просьба.

1

Дневниковые записи.

1

24.

Что записывать? Как и зачем? Первые опыты.

1

Интервью.

4

25.

Интервью в нашей жизни.

1

26.

Назовем вещи своими именами.

1

27.

Интервью не просто беседа.

1

28.

Интервью дает литературный герой.

1

Притча

3

29.

Красна речь с притчею.

Без притчи века не изживешь.

1

30.

Притча короче носа птичья.

1

31.

Рассказываем притчу к месту. Вводим притчу в высказывание.

1

Бывальщины, небывальщины

1

32.

Бывальщины. Небывальщины. Кто рассказывает и зачем?

1

33.

Проверим себя.

1

34.

Конец – делу венец.

1

Итого:

34

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативного курса «На пути к осмысленному чтению» у учащихся:

  •  Сформируется позитивное отношение к чтению.
    • Разовьются навыки самостоятельной работы с учебной книгой, художественным текстом.
    • Совершенствуются умения вычитывать информацию, размышлять о прочитанном, давать оценку прочитанному.
    • Разовьются коммуникативные и творческие способности, культура речи.
    • Сформируется библиографическая грамотность.