Рабочая программа факультативного курса «Как стать талантливым читателем» 5 класс

Пояснительная записка.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в нашей стране современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Великий педагог К.Д.Ушинский говорил: «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Формирование читательской компетентности школьников (знаний, умений и навыков, позволяющих ученику ориентироваться в разнообразии книг, библиографической грамотности, позитивного отношения к чтению) является целью факультативных занятий «Как стать талантливым читателем» в 5 классе МБОУ «Кебратская СОШ».

Задачи курса:

  • Развивать коммуникативные способности учащихся, умение владеть голосом, правильной точной речью, умение слушать и слышать.
  • Совершенствовать качество чтения, способность  извлекать смысл из прочитанного.
  • Развивать навыки работы с учебным, художественным текстом, пересказывать его подробно и сжато.
  • Развивать творческие способности учащихся.

 

Формы и методы решения поставленных задач:

  • Рассказ, лекция учителя.
  • Чтение  учебных, художественных текстов.
  • Практические задания.
  • Самостоятельная работа.
  • Тренинги.

Всего на изучение  факультативного курса отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Содержание учебного курса

Введение. Знакомство  с программой курса, с учебным пособием. (1 час)

Общение. (3 часа)

Общаясь, люди создают друг друга. Партнеры, собеседники, коммуниканты. Коммуникативная задача, коммуникативное намерение. Виды общения: межличностное, групповое, массовое. Словесное, несловесное общение.

Главный секрет Демосфена. Твой голос. (1 час)

Хорошее владение голосом – умение «красно говорить». Голос ритора. Логическое ударение. Как улучшить звучание голоса и речи. Как уберечь голос.

Речь правильная и хорошая. (2 часа)

Речь человека – его визитная карточка. Нормы произносительные, грамматические, лексические. Правильная речь, хорошая речь. Однообразная (бедная) речь, разнообразная (богатая) речь. Тавтология.

Говори – пиши точно.  (4 часа)

Точная, неточная  речь. Фактическая точность. Речевая, коммуникативная точность. Редактирование написанного. Устранение неоправданных повторов слов. Включение в текст недостающего.

Учимся слушать. (3 часа)

Слышать – слушать – внимать. Для чего уметь слушать, слышать? Правила для собеседников. Литературные герои – слушатели, собеседники.

Чтение – лучшее учение. (4 часа)

Великие люди о роли чтения в жизни человека.  Что значит уметь читать? Суть чтения – извлечение смысла из читаемого текста.  Вопросы «Как определить качество чтения?». Советы читающему перед чтением, в процессе чтения, после прочтения. Способность предугадывать, предвосхищать, прогнозировать в процессе чтения – помощник в проникновении в смысл прочитанного. Общение с автором через постановку вопросов в процессе чтения.

В мире текстов. (5 часов)

Текст и его тайны. Заголовок, тема текста, основная мысль текста. Опорные (ключевые) слова в тексте. Сильные позиции текста. Тема и микротема. Вопросы «Как составить свой текст о тексте». Читатель – вдумчивый собеседник автора текста. Тематический вопрос: «О чем и о ком этот текст?». Смысловой вопрос: «Что хотел сказать читателям автор текста?». Первичный текст. Вторичный текст. 

Пересказы, пересказы… (3 часа)

Пересказ и изложение. Подробное, сжатое изложение. Подробный и сжатый пересказ. Способы сокращения текста: исключение, обобщение, замена.

Что такое рассказ? (3 часа)

Рассказа – повествование о каком-нибудь случае из жизни. Рассказывать, повествовать, живописать, поведать. Как строить рассказ (вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение). Кому адресован рассказ. Как его рассказывать.

Волшебный мир сказки. (5 часов)

Основные сказочные действия. Сочинение волшебной сказки на основе сказочных действий. Язык сказки. Присказки, концовки. Помоги сказочным героям: придумывание продолжения известной сказки о приключениях героев с использованием пословиц и поговорок. Конкурс на лучшего сказочника. Викторина «Знаете ли вы «сказочную» географию?»

 
 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение. Знакомство  с программой курса, с учебным пособием.

1

2.

А вместе мы называемся так… Партнеры, собеседники, коммуниканты.

1

3.

Коммуникативная задача, коммуникативное намерение.

1

4.

Виды общения.

1

5.

Главный секрет Демосфена. Твой голос.

1

6.

Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок.

1

7.

Богатство языка. Богатство речи.

1

8.

Говори – пиши точно.

1

9.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

1

10.

Замени – надпиши нужное!

1

11.

Включи недостающее! Дополни!

1

12.

Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать.

1

13.

Кто и как слушает.

1

14.

Правила для собеседников.

1

15.

Чтение – лучшее учение.

1

16.

Умеем ли мы читать?

1

17.

Советы читающему.

1

18.

Чтоб вершки не хватать.

1

19.

В мире текстов.

1

20.

Ключики – замочки. ( Заголовок, тема текста, основная мысль, ключевые слова).

1

21.

Тема – микротема.

1

22.

Текст нужно уметь воспринимать.

1

23.

Первичный текст. Вторичныйтекст.

1

24.

Пересказы, пересказы…

1

25.

Подробный пересказ.

1

26.

Коротко, да ясно. Сжатый пересказ.

1

27.

Что такое рассказ?

1

28.

 Как строить рассказ.

1

29.

Кому как надо рассказывать.

1

30.

Волшебный мир сказки.

1

31.

Сочини сказку. Сказочные действия.

1

32.

Сказочный язык.

1

33.

Помоги сказочным героям.

1

34.

«Знаете ли вы сказочную географию?»

1

Итого:

34

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативного курса «Как стать талантливым читателем» у учащихся:

  • Разовьются коммуникативные способности, умение владеть голосом, правильной точной речью, умение слушать и слышать.
  • Совершенствуется качество чтения, способность  извлекать смысл из прочитанного.
  • Разовьются навыки работы с учебным, художественным текстом, умение пересказывать текст подробно и сжато.
  • Разовьются творческие способности.