Рабочая программа факультатива «Информатика» 7 класс

Пояснительная записка

 

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.  В базисном учебном плане  предусмотрено преподавание информатики в 3-4 классах, а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и  базовым  курсом  информатики, который   начинается  с  8  класса  (8  -  9  класс) этим связующим звеном и будет являться факультативный курс по информатике для 7 класса, который  является продолжением  пропедевтического  курса  информатики "Информатика  и ИКТ" (2 - 4 классы).

В возрасте  12-13 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и  поэтому  освоение приемов работы с графическим  редактором  Paint  дается ему легко и просто. Кроме того, обучающиеся седьмого класса уже должны уметь  формулировать свои мысли, высказывать их, уметь готовить доклады, участвовать  в конференциях,  грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли. В этом им помогут текстовые  редакторы.

Исходя и выше сказанного, выбрана следующая структура курса, которая  включает в себя три модуля:

  1. «Основы компьютерной графики»
  2. «Изучаем текстовые редакторы»
  3. «Создаем презентацию в среде PowerPoint»

Программа направлена на учащихся 7 класса и  рассчитана на 34 часа.

 

Содержание учебного курса

 

МОДУЛЬ №1  «Основы компьютерной графики»

Тема 1. Введение. Обучение работе на компьютере (3 часа)

Техника безопасности при работе в компьютерном классе, при работе с компьютером. Правила работы за компьютером. Назначение основных устройств компьютера. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Тема 2.  Освоение среды графического редактора Paint (2 часа)

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Тема 3. Редактирование рисунков (2 часа)

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.

Тема 4. Точные построения графических объектов (1 час)

Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического  объекта  по пикселям. Понятие пиктограммы.

Тема 5. Преобразование рисунка (2 часа)

Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.

Тема 6. Конструирование из мозаики (2 часа)

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

МОДУЛЬ №2 «Изучаем текстовые редакторы»

Тема 7.  Общая характеристика текстового  процессора (2 часа)

История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста.

Тема 8. Текстовый редактор Блокнот (2 часа)

Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Тема 9. Текстовый редактор  WordPad (2 часа)

Оформление  абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки.

Тема 10. Текстовый редактор Microsoft Word (4 часа)

Объекты текстового документа  и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов.

Тема 11. Компьютерный практикум (2 часа)

Выполнение практических работ по изученному материалу.

МОДУЛЬ № 3 «Создание презентаций в среде РowerPoint»

Тема 12. Назначение приложения РowerPoint (2 часа)

Возможности  и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов.

Тема 13. Базовая технология создания презентаций (3 часа)

Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка  презентации.

Тема 14. Создание презентаций (3 часа)

Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Тема 15. Компьютерный практикум (2 часа)

Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.

         Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Глава. Тема занятия

Всего часов

МОДУЛЬ №1  «Основы компьютерной графики»

 

 

Тема 1. Введение. Обучение работе на компьютере

3

1

Информация. Информатика. Компьютер

1

2

Как устроен компьютер

1

3

Рабочий стол. Запуск программ

1

 

Тема 2.  Освоение среды графического редактора Paint

2

4

Инструменты рисования в Paint

1

5

Свободное рисование

1

 

Тема 3. Редактирование рисунков (2 часа)

2

6

Фрагмент рисунка. Выделение, перенос, копирование

1

7

Сборка рисунка из деталей

1

 

Тема 4. Точные построения графических объектов

1

8

Точные построения графических объектов

1

 

Тема 5. Преобразование рисунка

2

9

Выполнение команд наклона, отражения и поворота

1

10

Растяжение и сжатие. Исполнение надписи

1

 

Тема 6. Конструирование из мозаики

2

11

Меню готовых форм

1

12

Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики»

1

МОДУЛЬ №2 «Изучаем текстовые редакторы»

 

Тема 7.  Общая характеристика текстового  процессора

2

13

Характеристики текстовых редакторов

1

14

Объекты текстового документа и их параметры

1

 

Тема 8. Текстовый редактор Блокнот

2

15

Ввод текста в редакторе Блокнот

1

16

Редактирование текста

1

 

Тема 9. Текстовый редактор  Microsoft Word

6

17

Текстовый редактор  Microsoft Word

1

18

Создание и редактирование текстового документа

1

19

Форматирование текста

1

20

Оформление текста в виде таблицы

1

21

Печать документа. Вставка в текст рисунка

1

22

Оформление художественных заголовков

1

 

Тема 10. Компьютерный практикум

2

23

Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи

1

24

Создание поздравительной открытки

1

МОДУЛЬ № 3 «Создание презентаций в среде РowerPoint»

 

Тема 11. Назначение приложения РowerPoint

2

25

Группы инструментов среды РowerPoint

1

26

Запуск и настройка приложения РowerPoint

1

 

Тема 12. Базовая технология создания презентаций

3

27

Создание  фона. Создание текста

1

28

Вставка рисунка. Создание анимации текста и рисунка

1

29

Запуск и отладка презентации

1

 

Тема 13. Создание презентаций

3

30

Создание нескольких слайдов согласно сценарию

1

31

Создание презентации «Времена года»

1

32

Создание презентации  «Скакалочка»

1

 

Тема 15. Компьютерный практикум

2

33

Работа над итоговым  проектом «Занимательная  информатика»

1

34

Защита проектов

1

 

 

Итого:

 

34

 

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

 

         В результате изучения первого модуля «Основы компьютерной графики» обучающиеся должны знать:

  • правила работы за компьютером;
  • назначение главного меню;
  • назначение и возможности графического редактора;
  • понятие фрагмента  рисунка;
  • понятие файла;
  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие пикселя и пиктограммы;
  • понятие конструирования;
  • технологию конструирования из меню готовых  форм.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать мышью;
  • выбирать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
  • создавать  простейшие рисунки с помощью инструментов;
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • сохранять и открывать графические файлы;
  • использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
  • редактировать графический объект по пикселям;
  • создавать меню типовых элементов мозаики;
  • создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

 

 

В результате изучения   второго модуля  «Изучаем текстовые редакторы»  обучающиеся должны знать:

  • основные объекты текстовых документов и их параметры;
  • этапы создания и редактирования текстового документа;
  • этапы форматирования текста;
  • этапы  копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.

Обучающиеся должны уметь:

  • уметь применять  текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • работать с конкретным  текстовым редактором;
  • уметь создавать  текстовые документы с включением таблиц, рисунков.

В результате  изучения  третьего  модуля  «Создаем презентацию в среде PowerPoint» обучающиеся должны знать:

  • назначение  и функциональные  возможности PowerPoint;
  • объекты и инструменты PowerPoint;
  • технологии настройки PowerPoint;
  • объекты, из которых состоит презентация;
  • этапы создания презентации;
  • технологию работы с каждым объектом презентации.

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать слайд;
  • изменять настройки слайда;
  • создавать анимацию текста, изображения;
  • представить творческий материал в виде презентации.