Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
Пояснительная записка
Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. Не секрет, что в настоящее время язык засоряется всевозможными словечками, выражениями, уродливыми безграмотными оборотами. Нарушая в своей речи синтаксические, морфологические, акцентологические, лексические, орфоэпические нормы, учащиеся при подготовке к итоговой аттестации (ЕГЭ) испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с данными нормами.
Программа элективного курса «Язык мой – друг мой» предусматривает овладение рядом специальных понятий, нормами русского литературного языка, которые хотя и анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в полном объеме и определенной системе.
Цель элективного курса:
Повышение культуры речи обучающихся, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ (А1 – А6).
Задачи:
Всего в году – 34 часа. Из расчета – 1 час в неделю.
Содержание учебного курса
Литературный язык – основа культурной речи (2ч.)
Признаки литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Вариативность и норма.
Акцентология (7ч.)
Нормы ударения. Особенности русского ударения (свободное, разноместное, подвижное, неподвижное). Функции ударения. Варианты ударения, связанные с профессиональной сферой употребления. Правила и приемы, помогающие избежать ошибок в постановке ударения. Словарь ударений.
Орфоэпия (4ч.)
Орфоэпические нормы произношения гласных, согласных и групп согласных. Произношение грамматических форм причастий, местоимений, неопределенной формы глагола. Орфоэпический словарь.
Морфологические нормы (7ч.)
Морфологические нормы образования форм сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных и наречий. Морфологические нормы употребления словосочетаний с зависимым существительным. Морфологические нормы образования падежных форм имен существительных и местоимений. Морфологические нормы употребления употребления имен числительных. Нормы образования глагольных, причастных форм. Ошибки, связанные с нарушением словообразовательных норм.
Синтаксические нормы (9ч.)
Синтаксические нормы построения предложений с деепричастным и причастным оборотами, с однородными членами, сложноподчиненных предложении. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Нарушение управления при употреблении предлогов. Нормы употребления названий (имен собственных) в предложениях.
Лексические нормы (4ч.)
Лексические нормы словоупотребления паронимов. Употребление фразеологизмов.
Итоговая работа с текстом. Выявление нарушений норм литературного языка. (2ч.)
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1-2. |
Литературный язык – основа культурной речи. |
2 |
3. |
Акцентология. Нормы ударения. Особенности русского ударения. |
1 |
4. |
Функции ударения. Варианты ударения, связанные с профессиональной сферой употребления. |
1 |
5. |
Правила и приемы, помогающие избежать ошибок. |
1 |
6-9. |
Практическая работа. Словарь ударений. |
4 |
10. |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы произношения гласных. |
1 |
11. |
Орфоэпические нормы произношения согласных и групп согласных. |
1 |
12. |
Произношение грамматических форм причастий, местоимений, неопределенной формы глагола. |
1 |
13. |
Орфоэпический словарь. Практическая работа. |
1 |
14. |
Морфологические нормы образования форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий. |
1 |
15. |
Морфологические нормы употребления словосочетаний с зависимым существительным. |
1 |
16. |
Морфологические нормы образования падежных форм имен существительных и местоимений. |
1 |
17. |
Морфологические нормы употребления имен числительных. |
1 |
18. |
Морфологические нормы образования глагольных, причастных форм. |
1 |
19. |
Ошибки, связанные с нарушением словообразовательных норм. |
1 |
20. |
Практическая работа с текстом. Исследование по теме «Морфологические нормы». |
1 |
21-22. |
Синтаксические нормы построения предложений с деепричастным оборотом. |
2 |
23-24. |
Синтаксические нормы построения предложений с однородными членами. |
2 |
25-26. |
Синтаксические нормы построения предложений с причастным оборотом. Замена придаточной части СПП причастным оборотом. |
2 |
27. |
Синтаксические нормы построения сложноподчиненных предложений. |
1 |
28. |
Нарушение управления при употреблении предлогов. |
1 |
29. |
Нормы употребления названий (имен собственных) в предложениях. |
1 |
30-31. |
Лексические нормы словоупотребления паронимов. |
2 |
32. |
Употребление фразеологизмов. |
1 |
33-34. |
Работа с текстом. Исследование «Выявление нарушений норм литературного языка». |
2 |
|
Итого: |
34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса «Язык мой – друг мой» учащиеся: