Рабочая программа элективного курса «Язык мой – друг мой» 10 класс

Пояснительная записка

Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. Не секрет, что в настоящее время язык засоряется всевозможными словечками, выражениями, уродливыми безграмотными оборотами. Нарушая в своей речи синтаксические, морфологические, акцентологические, лексические, орфоэпические нормы, учащиеся при подготовке к итоговой аттестации (ЕГЭ) испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с данными нормами.

Программа элективного курса «Язык мой – друг мой» предусматривает овладение рядом специальных понятий, нормами русского литературного языка, которые хотя и анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в полном объеме и определенной системе.

 

Цель элективного курса:

Повышение культуры речи обучающихся, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ (А1 – А6).

 

Задачи:

  • Способствовать выработке правильной литературной речи обучающихся.
  • Помочь в усвоении норм русского литературного языка.
  • Подготовиться к успешной сдаче итоговой  аттестации.
  • Развивать учение обучающихся выделять основные положения лекции, доклада, сообщения.
  • Развивать навыки исследовательской работы с лингвистическими текстами, словарями различных типов, справочниками.
  • Совершенствовать умение самостоятельно работать с языковым материалом, конструктивно взаимодействовать в группе.
  • Прививать интерес к чтению научно-популярной, художественной литературы.
  • Развивать монологическую лингвистическую речь обучающихся.

 

Всего в году – 34 часа. Из расчета – 1 час в неделю.


 

Содержание учебного курса

Литературный язык – основа культурной речи (2ч.)

Признаки литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Вариативность и норма.

 

Акцентология (7ч.)

Нормы ударения. Особенности русского ударения (свободное, разноместное, подвижное, неподвижное). Функции ударения. Варианты ударения, связанные с профессиональной сферой употребления. Правила и приемы, помогающие избежать ошибок в постановке ударения. Словарь ударений.

 

Орфоэпия (4ч.)

Орфоэпические нормы произношения гласных, согласных и групп согласных. Произношение грамматических форм причастий, местоимений, неопределенной формы глагола. Орфоэпический словарь.

 

Морфологические нормы (7ч.)

Морфологические нормы образования форм сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных и наречий. Морфологические нормы употребления словосочетаний с зависимым существительным. Морфологические нормы образования падежных форм имен существительных и местоимений. Морфологические нормы употребления  употребления имен числительных. Нормы образования глагольных, причастных форм. Ошибки, связанные с нарушением словообразовательных норм. 

 

Синтаксические нормы (9ч.)

Синтаксические нормы построения предложений с деепричастным и причастным оборотами, с однородными членами, сложноподчиненных предложении. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Нарушение управления при употреблении предлогов. Нормы употребления названий (имен собственных) в предложениях.

 

Лексические нормы (4ч.)

Лексические нормы словоупотребления паронимов. Употребление фразеологизмов.

 

Итоговая работа с текстом. Выявление нарушений норм литературного языка. (2ч.)


 

Учебно – тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1-2.

Литературный язык – основа культурной речи.

2

3.

Акцентология. Нормы ударения. Особенности русского ударения.

1

4.

Функции ударения. Варианты ударения, связанные с профессиональной сферой употребления.

1

5.

Правила и приемы, помогающие избежать ошибок.

1

6-9.

Практическая работа. Словарь ударений.

4

10.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы произношения гласных.

1

11.

Орфоэпические нормы произношения согласных и групп согласных.

1

12.

Произношение грамматических форм причастий, местоимений, неопределенной формы глагола.

1

13.

Орфоэпический словарь. Практическая работа.

1

14.

Морфологические нормы образования форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий.

1

15.

Морфологические нормы употребления словосочетаний с зависимым существительным.

1

16.

Морфологические нормы образования падежных форм имен существительных и местоимений.

1

17.

Морфологические нормы употребления имен числительных.

1

18.

Морфологические нормы образования глагольных, причастных форм.

1

19.

Ошибки, связанные с нарушением словообразовательных норм.

1

20.

Практическая работа с текстом. Исследование  по теме «Морфологические нормы».

1

21-22.

Синтаксические нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

2

23-24.

Синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

2

25-26.

Синтаксические нормы построения предложений с причастным оборотом. Замена придаточной части СПП причастным оборотом.

2

27.

Синтаксические нормы построения сложноподчиненных предложений.

1

28.

Нарушение управления при употреблении предлогов.

1

29.

Нормы употребления названий (имен собственных) в предложениях.

1

30-31.

Лексические нормы словоупотребления паронимов.

2

32.

Употребление фразеологизмов.

1

33-34.

Работа с текстом. Исследование «Выявление нарушений норм литературного языка».

2

 

Итого:

34

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения  элективного курса «Язык мой – друг мой» учащиеся:

  • Овладеют  правильной литературной речью.
  • Усвоят нормы русского литературного языка.
  • Подготовятся к успешной сдаче итоговой  аттестации.
  • Разовьют умение выделять основные положения лекции, доклада, сообщения.
  • Разовьют  навыки исследовательской работы с лингвистическими текстами, словарями различных типов, справочниками.
  • Совершенствуют умение самостоятельно работать с языковым материалом, конструктивно взаимодействовать в группе.
  •  Будут проявлять интерес к чтению научно-популярной, художественной литературы.
  • Разовьют монологическую лингвистическую речь.