Рабочая программа элективного курса «Основы радиотехники» 11 класс

Пояснительная записка

         В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли наук, техники и производства.

         Элективный курс «Основы радиофизики» дополняет и развивает школьный курс физики, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворения любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов, выбравших естественно научный профиль.

         Он открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания роли радио в жизни общества, повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.

         Цель курса – создание условий для формирования и развития у учащихся:

- интеллектуальных и практических умений в области радиотехники, интереса к изучению предмета физики;

- умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по радиотехнике;

- творческих способностей;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

         В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения;

- наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн;

- выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы;

- выполнять измерения;

- решать задачи в области радиотехники;

- интерпретировать результаты измерения;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента.

         Перечисленные умения формируются на основе знаний о колебаниях и волнах, об основных свойствах волн любой физической природы.

 

Содержание курса

Экспериментальное открытие электромагнитных волн (4ч)

Представление о гипотезе Максвелла; об экспериментальном открытии нейтральных волн; ввести понятие «вибратор», «резонатор». Решение задач на определение скорости распространения и средней плотности электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция волн (5ч)

Явление интерференции и дифракции волн. Развитие навыков решения задач типа: 1) С какой частотой колеблются электрический и магнитный векторы электромагнитной волны, если её длина равна 15м?  2) Какой ёмкости следует взять конденсатор для колебательного контура, чтобы получить электромагнитные колебания частотой 100кГц, если индуктивность катушки равна 5мкГн?

Генерация электромагнитных волн (3ч)

         Теория близкодействия и дальнодействия; изучение электромагнитных волн зарядом, движущимся с ускорением, зависимости энергии волны в данной точке поля от расстояния до колеблющегося заряда. Решение задач по теме «Генерация электромагнитных волн.

Радиоволны и их распространение (4ч)

         Радиоволны, их распространение, работа радиовещательной станции; ввести понятие «амплитудная модуляция», «частотная модуляция».

Первый радиоприёмник (3ч)

         Ввести понятие об антенне и заземлении, «грозопереключатель», «структурная» и «принципиальная» схемы радиоприёмника

Как работает радиоприёмник (3ч)

         Ознакомление с работой головного телефона, с ролью блокировочного конденсатора в телефоне. Ввести понятие «усилители радиочастоты» и «усилители звуковой частоты».

Измерительная техника первой необходимости (3ч)

         Ознакомить учащихся с измерительными пробниками; развивать умение и навыки проверять радиочастотный тракт приемника.

Микрофоны (3ч)

         Микрофоны. Принцип работы и устройство микрофонов.

Виды приёмников (5ч)

         Принцип работы приёмника, особенности и принцип супергетеродина. Радиоспорт. Цветомузыка. Обобщение по курсу «Основы радиотехники».

Заключительный урок по курсу «Основы радиофизики» (1ч)

Учебно-тематический-план 

 

п/п

Наименование разделов и тем 

Всего

часов

теоретические

практические

 

Экспериментальное открытие электромагнитных волн

4

1

3

1

Электромагнитные волны

1

 

 

2-3

Решение задач по теме «Электромагнитные волны»

2

 

 

4

Повторно-обобщающий урок

1

 

 

 

 

Интерференция и дифракция волн

5

1

4

5

Интерференция волн

1

 

 

6

Решение задач по теме «Интерференция»

1

 

 

7

Дифракция волн

1

 

 

8

Повторно-обобщающий урок

1

 

 

9

Тест по теме «Интерференция и дифракция волн»

1

 

 

 

Генерация электромагнитных волн

3

1

2

10

Генерация электромагнитных волн

1

 

 

11

Решение задач по теме «Электромагнитные волны»

1

 

 

12

Повторно-обобщающий урок

1

 

 

 

Радиоволны и их распространение

4

1

3

13

Радиоволны. Радиопередача.

1

 

 

14

Распространение радиоволн

1

 

 

15

Решение задач по теме «Радиоволны»

1

 

 

16

Решение задач по теме «Радиоволны и их распространение»

1

 

 

 

Первый радиоприемник

3

1

2

17

Антенна и заземление

1

 

 

18

Схема приёмника

1

 

 

19

Лабораторная работа по теме «Сборка простейшего радиоприёмника»

1

 

 

 

Как работает радиоприемник

3

1

2

20

Головной телефон

1

 

 

21

Громкий радиоприёмник

1

 

 

22

Чтение схем радиоприемников

1

 

 

 

Измерительная техника первой необходимости

3

1

2

23

Измерительные пробники

1

 

 

24

Измерительный прибор магнитоэлектрической системы

1

 

 

25

Лабораторная работа №2 «Измерение параметров полевого транзистора»

1

 

 

 

Микрофоны (3 ч)

3

1

2

26

Схема микрофона

1

 

 

27

Головки динамические прямого излучения

1

 

 

28

Контрольная работа по теме «Микрофон»

1

 

 

 

Виды приёмников

5

1

4

29

Портативный приёмник

1

 

 

30

Особенности супергетеродина

1

 

 

31

Виды приемников

1

 

 

32

О цветомузыке

1

 

 

33

Что такое «лиса»?

1

 

 

34

Заключительный урок по курсу «Основы радиофизики»

1

 

1

 

Итого

34

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения элективного курса «Основы радиотехники» учащиеся должны:

- иметь представление о науке радиофизики;

- уметь наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн;

- выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы;

- выполнять измерения;

- решать задачи в области радиотехники;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента.