Программа "Забота"

Педагогическая и психологическая проблема

 

В литературе описывается несколько причин девиантного поведения. Одна из причин - семейные отношения. Все неприятности и невзгоды, вызванные взаимодействием с обществом можно пережить только в том случае, если у человека имеется своего рода пристанище, функции которого, как у нас принято, выполняет семья. Если человеку повезло с этим, то отреагирование его инстинктивных влечений происходит в рамках, довольных обществом. В противном случае душевное равновесие подростков очень легко нарушить. Если случаи нарушения психологического равновесия неоднократны, то они принимают форму антисоциального поведения, которые в свою очередь уже подлежит воздействию системы воспитания.

Однако перевоспитания нельзя добиться словами, предостережениями, руганью или наказаниями. Это можно сделать только через актуальный опыт самого ребёнка. Другая причина - внешние провокации: плохая компания, влияние улицы. Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие потребности подростков, как стремление к самоутверждению среди сверстников, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость, показать на деле личностные качества. Подростки, у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии и в школе чувствуют себя очень неуютно.

Есть ещё один фактор, усугубляющий сложности переходного возраста в нашу бурную эпоху. Когда всё круто меняется: от уклада быта, одежды, распространённых развлечений и до системы профессиональной подготовки; когда чуть ли не каждый день появляются новые, ранее неизвестные специальности, когда лавина самой разнообразной информации обрушивается на ещё не окрепший разум - тогда гораздо труднее вступать во взрослую самостоятельную жизнь, разбираться в своих желаниях и возможностях. Поэтому, говоря о «трудном возрасте» и «трудных подростков» надо помнить, что они трудные не только для взрослых. Самим подросткам в эти годы бывает очень нелегко.

В ещё более яркой форме требования равенства прав и «права на родителей» проявляются в ревности детей к заботам взрослых о самих себе. Подобные требования к взрослому со стороны подростка, желание, чтобы тот в первую очередь был родителем, занимающимся исключительно своим ребёнком, часто является источником конфликтов между подростками и родителями.

 

 

 

Пояснительная записка

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический. Очень часто подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Следствие всех этих явлений – общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активное враждебное отношение и различного рода асоциальные поступки. С каждым годом число трудных подростков растет, частыми становятся асоциальные поступки, пропуски уроков без уважительной причины.

Данные  об  учащихся:

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Дети  «Группы  риска»

8        (7%)

9 (9%)

10 (9%)

Дети СОП

2 (2%)

2(2%)                  

Учащихся:

6 (5%)

Воспитанников:

2 (4%)

Дети  состоящие  в ПДН

2 (они же в «группе риска»)

1 (он же в группе риска)

5 (4%) (они же в «группе риска» и СОП)

Данные позволяют выявить отрицательную динамику детей, стоящих на учете в ПДН за кражи, а также семей и детей, находящихся в СОП. Частично это объясняется тем, что в школу прибыли учащиеся п.Верхний Будым, стоящие на учете не первый год. Но есть и впервые выявленные дети, склонные к правонарушениям, с которыми необходимо планировать работу по профилактике и предупреждению новых правонарушений.

Динамика количества детей, стоящих на учете в «группе риска», стабильна. Однако состав данной группы постоянно меняется. В текущем учебном году снято с учета «группы риска» 3 учащихся, поставлено 4 учащихся. Причины постановки на учет в «группу риска: употребление спиртных напитков родителями (2 семьи, 3 обучающихся), участие в краже и постановка на учет в ПДН (1 учащийся)

В школе выстроена система деятельности по решению проблем учащихся: индивидуальные  беседы,  система  классных  часов,  посещение  на  дому, дневник наблюдений, Совет  профилактики,  медико-педагогический консилиум  и тоже  время  мы  признаём, что выстроенная система работы даёт сбои, т.к. у школы мало возможности по  организации профилактической деятельности во внеурочное время.  Это  связано  с  тем,  что в управленческой  структуре  практически  отсутствует  сопроводительная  работа.  В  оптимизированном  штатном  расписании  нет  психолога  и  лишь  0,5  ставки  соц. педагога. На сегодняшний день в посёлке    недостаточно  развивающей  среды,  это  только   Дом культуры и  библиотека п. Кебраты.    Зато  в   посёлке работает 8  продуктовых  магазинов,  где  продают  сигареты  и  спиртные  напитки.

Удаленность от районного центра - 20 км., так  же  затрудняет  профилактическую  работу  с  семьями  и подростками  школы.   Поселок Кебраты расположен на противоположном берегу Камы и транспортное сообщение происходит через паромную переправу. В период ледостава и ледохода транспортного сообщения с районным центром нет. Это  обстоятельство  влияет  на  то,  что  учащиеся  практически  не  пользуются  развивающей  средой  районного  и окружного  центров.  Структуры,  которые  могли  бы  оказать  помощь  при  работе  с  семьей,  находящиеся  в п.Гайны  ( КДН,  ГКУ СОН СРЦН,  ПДН,  участковый  уполномоченный,  органы  опеки  и попечительства,  врач нарколог, и др.)   редко  выезжают. 

При  работе  в данном  направлении  коллектив  школы руководствуется нормативными документами. Основным документом в работе является ФЗ 120, Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы", Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, а также ведомственные документы, рабочая документация социального педагога и классного руководителя.

В школе ведется работа по охране прав детей. В течение учебного года регулярно велся учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете состоят 5 опекаемых детей. С этими детьми и семьями ведется постоянная работа: посещение на дому, беседы с опекунами, с  классным руководителем.

Ежегодно организуется летний отдых и оздоровление социально-незащищенных детей. В июне этого года на школьной детской оздоровительной площадке и в летнем трудовом отряде оздоровились 6 учащихся группы риска, 6 учащихся из семей, находящихся в СОП, 4 учащихся, стоящих на учете в ПДН.

Занятость детей  из  «группы  риска»  и  СОП  в  ДО составляет на конец 2013-2014 учебного года 100%.

В  социальном  статусе  семей  преобладают  малообеспеченные  семьи   - 68%.  Низкий  уровень  образования  родителей -  только  34%  со  специальным  и  высшим  образованием. Безработных  родителей 36%.

Воспитательная работа всего  коллектива  школы  с семьей направлена на создание благоприятной обстановки в семье, усилению ответственности родителей за воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Забота» разработана на основе долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы". Основным документом в работе является ФЗ 120, Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы", Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия

 

         Срок реализации: 2014-2017 гг.

Основные  причины  создание данной  программы:  нестабильная динамика   «трудных»   подростков,   детей   состоящих   в СОП, частыми становятся асоциальные поступки, пропуски уроков без уважительной причины.

Цель:

Создание таких условий для развития учащихся, которые позволили бы им сделать правильный выбор - в пользу обучения и социализации, а также восстановить свой личностный и социальный статус.

Задачи:

-         Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем. Особое внимание уделить психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимым, гиперактивным, имеющим опыт отклоняющегося поведения, имеющим академические и эмоциональные проблемы;

-         Вовлекать школьников в кружки дополнительного образования;

-         Вовлекать учащихся в социально полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности;

-         Просвещать родителей по проблемам возрастных особенностей, определить роль родителей в решении этих проблем.

 

Содержание программы

С Целью создания условий, которые позволили бы учащимся сделать правильный выбор – в пользу обучения и социализации   реализуется план профилактической деятельности в трёх направлениях:

  1. Профилактика  безнадзорности  и  правонарушений

Задачи:

1.Организация совместной деятельности по ранней профилактике неблагополучных семей, безнадзорности и девиантного поведения.

 

Мероприятия:

–       анализ социального паспорта класса и школы;

–       рейды «Бродяжка», «Подросток» «Каждого ребенка за школьную парту»;

–       посещение неблагополучных семей;

–       работа Совета профилактики;

–       профилактические лекции представителями ПДН  по теме «Административная и уголовная ответственность» (5-11 классы)

2.Организация и проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими в  «группе  риска», СОП  и на учёте в ПДН

Мероприятия:

-         разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения на обучающихся «группы риска»;

-         организация дополнительного правового образования (кружок «Я – гражданин России», обществознание, классные  часы  на  тему «Права детей»);

-         индивидуальная работа с обучающимися группы СОП;

-         оказание практической помощи по определению в кружки и секции; 

-         индивидуальное сопровождение учебного процесса;

-         посещение по месту жительства.

3.Создание условий для оказания практической помощи родителям в разрешении сложившейся ситуации.

Мероприятия:

-         классные родительские собрания;

-         индивидуальная работа с родителями;

-         родительские  вечера;

-         устройство  учащихся  в  летние  лагеря,  площадки;

-         материальная помощь со стороны соц.защиты;

-         помощь  в  оформлении документов для бесплатного горячего питания детей в школе;

-    получение одежды и обуви бывшей в употреблении.

   2. Профилактика  социально - обусловленных заболеваний 

Задачи:

Предупреждение распространения социально значимых заболеваний среди обучающихся школы.

Мероприятия:

-         совместная деятельность с ФАП,  проведение бесед;

-         классные родительские собрания по теме «Как уберечь ребенка от ПАВ?»

-         мероприятия о  вреде алкоголя, курения, наркотиков;

-         акция «Мы за ЗОЖ»;

-         тематические классные часы;

-         тематические выставки по ЗОЖ;

-         месячник, посвященный здоровьесбережению.

 

 

  1. Профориентационная  деятельность.

 

Задача:

Создание условий для осуществления обучающимися осознанного выбора дальнейшего пути.

Мероприятия:

-    организация  классных  часов  по  профориентации  с 1 по 11 класс

-    встреча с представителями  районного  центра  занятости  по  темам: 1) рынок  труда  в  Пермском  крае  и  Гайнском  районе;  2) учебные  заведения  Пермского  края;

-    посещение ярмарки профессий;

-    предпрофильный курс «Профессиональное самоопределение учащихся»;

-    оформление стенда «Я и моя профессия» в выпускных и предвыпускных классах;

-    родительские собрания на тему выбора профессии (9 и 11 классы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии эффективности реализации программы

С целью контроля результативности проводимых мероприятий, с качестве критериев эффективности определяются следующие показатели:

1)    переход из СОП в группу риска СОП;

2)    несовершение несовершеннолетним правонарушений;

3)    освоение несовершеннолетним образовательной программы;

4)    отсутствие фактов бродяжничества несовершеннолетнего;

5)    систематическое посещение занятий в общеобразовательной и профессиональной образовательной организации;

6)    систематическое посещение занятий по программам дополнительного образования.