Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
Педагогическая и психологическая проблема
В литературе описывается несколько причин девиантного поведения. Одна из причин - семейные отношения. Все неприятности и невзгоды, вызванные взаимодействием с обществом можно пережить только в том случае, если у человека имеется своего рода пристанище, функции которого, как у нас принято, выполняет семья. Если человеку повезло с этим, то отреагирование его инстинктивных влечений происходит в рамках, довольных обществом. В противном случае душевное равновесие подростков очень легко нарушить. Если случаи нарушения психологического равновесия неоднократны, то они принимают форму антисоциального поведения, которые в свою очередь уже подлежит воздействию системы воспитания.
Однако перевоспитания нельзя добиться словами, предостережениями, руганью или наказаниями. Это можно сделать только через актуальный опыт самого ребёнка. Другая причина - внешние провокации: плохая компания, влияние улицы. Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие потребности подростков, как стремление к самоутверждению среди сверстников, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость, показать на деле личностные качества. Подростки, у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии и в школе чувствуют себя очень неуютно.
Есть ещё один фактор, усугубляющий сложности переходного возраста в нашу бурную эпоху. Когда всё круто меняется: от уклада быта, одежды, распространённых развлечений и до системы профессиональной подготовки; когда чуть ли не каждый день появляются новые, ранее неизвестные специальности, когда лавина самой разнообразной информации обрушивается на ещё не окрепший разум - тогда гораздо труднее вступать во взрослую самостоятельную жизнь, разбираться в своих желаниях и возможностях. Поэтому, говоря о «трудном возрасте» и «трудных подростков» надо помнить, что они трудные не только для взрослых. Самим подросткам в эти годы бывает очень нелегко.
В ещё более яркой форме требования равенства прав и «права на родителей» проявляются в ревности детей к заботам взрослых о самих себе. Подобные требования к взрослому со стороны подростка, желание, чтобы тот в первую очередь был родителем, занимающимся исключительно своим ребёнком, часто является источником конфликтов между подростками и родителями.
Пояснительная записка
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический. Очень часто подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Следствие всех этих явлений – общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активное враждебное отношение и различного рода асоциальные поступки. С каждым годом число трудных подростков растет, частыми становятся асоциальные поступки, пропуски уроков без уважительной причины.
Данные об учащихся:
|
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
Дети «Группы риска» |
8 (7%) |
9 (9%) |
10 (9%) |
Дети СОП |
2 (2%) |
2(2%) |
Учащихся: 6 (5%) Воспитанников: 2 (4%) |
Дети состоящие в ПДН |
2 (они же в «группе риска») |
1 (он же в группе риска) |
5 (4%) (они же в «группе риска» и СОП) |
Данные позволяют выявить отрицательную динамику детей, стоящих на учете в ПДН за кражи, а также семей и детей, находящихся в СОП. Частично это объясняется тем, что в школу прибыли учащиеся п.Верхний Будым, стоящие на учете не первый год. Но есть и впервые выявленные дети, склонные к правонарушениям, с которыми необходимо планировать работу по профилактике и предупреждению новых правонарушений.
Динамика количества детей, стоящих на учете в «группе риска», стабильна. Однако состав данной группы постоянно меняется. В текущем учебном году снято с учета «группы риска» 3 учащихся, поставлено 4 учащихся. Причины постановки на учет в «группу риска: употребление спиртных напитков родителями (2 семьи, 3 обучающихся), участие в краже и постановка на учет в ПДН (1 учащийся)
В школе выстроена система деятельности по решению проблем учащихся: индивидуальные беседы, система классных часов, посещение на дому, дневник наблюдений, Совет профилактики, медико-педагогический консилиум и тоже время мы признаём, что выстроенная система работы даёт сбои, т.к. у школы мало возможности по организации профилактической деятельности во внеурочное время. Это связано с тем, что в управленческой структуре практически отсутствует сопроводительная работа. В оптимизированном штатном расписании нет психолога и лишь 0,5 ставки соц. педагога. На сегодняшний день в посёлке недостаточно развивающей среды, это только Дом культуры и библиотека п. Кебраты. Зато в посёлке работает 8 продуктовых магазинов, где продают сигареты и спиртные напитки.
Удаленность от районного центра - 20 км., так же затрудняет профилактическую работу с семьями и подростками школы. Поселок Кебраты расположен на противоположном берегу Камы и транспортное сообщение происходит через паромную переправу. В период ледостава и ледохода транспортного сообщения с районным центром нет. Это обстоятельство влияет на то, что учащиеся практически не пользуются развивающей средой районного и окружного центров. Структуры, которые могли бы оказать помощь при работе с семьей, находящиеся в п.Гайны ( КДН, ГКУ СОН СРЦН, ПДН, участковый уполномоченный, органы опеки и попечительства, врач нарколог, и др.) редко выезжают.
При работе в данном направлении коллектив школы руководствуется нормативными документами. Основным документом в работе является ФЗ 120, Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы", Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, а также ведомственные документы, рабочая документация социального педагога и классного руководителя.
В школе ведется работа по охране прав детей. В течение учебного года регулярно велся учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете состоят 5 опекаемых детей. С этими детьми и семьями ведется постоянная работа: посещение на дому, беседы с опекунами, с классным руководителем.
Ежегодно организуется летний отдых и оздоровление социально-незащищенных детей. В июне этого года на школьной детской оздоровительной площадке и в летнем трудовом отряде оздоровились 6 учащихся группы риска, 6 учащихся из семей, находящихся в СОП, 4 учащихся, стоящих на учете в ПДН.
Занятость детей из «группы риска» и СОП в ДО составляет на конец 2013-2014 учебного года 100%.
В социальном статусе семей преобладают малообеспеченные семьи - 68%. Низкий уровень образования родителей - только 34% со специальным и высшим образованием. Безработных родителей 36%.
Воспитательная работа всего коллектива школы с семьей направлена на создание благоприятной обстановки в семье, усилению ответственности родителей за воспитание детей.
Программа «Забота» разработана на основе долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы". Основным документом в работе является ФЗ 120, Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы", Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия
Срок реализации: 2014-2017 гг.
Основные причины создание данной программы: нестабильная динамика «трудных» подростков, детей состоящих в СОП, частыми становятся асоциальные поступки, пропуски уроков без уважительной причины.
Цель:
Создание таких условий для развития учащихся, которые позволили бы им сделать правильный выбор - в пользу обучения и социализации, а также восстановить свой личностный и социальный статус.
Задачи:
- Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем. Особое внимание уделить психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимым, гиперактивным, имеющим опыт отклоняющегося поведения, имеющим академические и эмоциональные проблемы;
- Вовлекать школьников в кружки дополнительного образования;
- Вовлекать учащихся в социально полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности;
- Просвещать родителей по проблемам возрастных особенностей, определить роль родителей в решении этих проблем.
Содержание программы
С Целью создания условий, которые позволили бы учащимся сделать правильный выбор – в пользу обучения и социализации реализуется план профилактической деятельности в трёх направлениях:
Задачи:
1.Организация совместной деятельности по ранней профилактике неблагополучных семей, безнадзорности и девиантного поведения.
Мероприятия:
– анализ социального паспорта класса и школы;
– рейды «Бродяжка», «Подросток» «Каждого ребенка за школьную парту»;
– посещение неблагополучных семей;
– работа Совета профилактики;
– профилактические лекции представителями ПДН по теме «Административная и уголовная ответственность» (5-11 классы)
2.Организация и проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими в «группе риска», СОП и на учёте в ПДН
Мероприятия:
- разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения на обучающихся «группы риска»;
- организация дополнительного правового образования (кружок «Я – гражданин России», обществознание, классные часы на тему «Права детей»);
- индивидуальная работа с обучающимися группы СОП;
- оказание практической помощи по определению в кружки и секции;
- индивидуальное сопровождение учебного процесса;
- посещение по месту жительства.
3.Создание условий для оказания практической помощи родителям в разрешении сложившейся ситуации.
Мероприятия:
- классные родительские собрания;
- индивидуальная работа с родителями;
- родительские вечера;
- устройство учащихся в летние лагеря, площадки;
- материальная помощь со стороны соц.защиты;
- помощь в оформлении документов для бесплатного горячего питания детей в школе;
- получение одежды и обуви бывшей в употреблении.
2. Профилактика социально - обусловленных заболеваний
Задачи:
Предупреждение распространения социально значимых заболеваний среди обучающихся школы.
Мероприятия:
- совместная деятельность с ФАП, проведение бесед;
- классные родительские собрания по теме «Как уберечь ребенка от ПАВ?»
- мероприятия о вреде алкоголя, курения, наркотиков;
- акция «Мы за ЗОЖ»;
- тематические классные часы;
- тематические выставки по ЗОЖ;
- месячник, посвященный здоровьесбережению.
Задача:
Создание условий для осуществления обучающимися осознанного выбора дальнейшего пути.
- организация классных часов по профориентации с 1 по 11 класс
- встреча с представителями районного центра занятости по темам: 1) рынок труда в Пермском крае и Гайнском районе; 2) учебные заведения Пермского края;
- посещение ярмарки профессий;
- предпрофильный курс «Профессиональное самоопределение учащихся»;
- оформление стенда «Я и моя профессия» в выпускных и предвыпускных классах;
- родительские собрания на тему выбора профессии (9 и 11 классы).
Критерии эффективности реализации программы
С целью контроля результативности проводимых мероприятий, с качестве критериев эффективности определяются следующие показатели:
1) переход из СОП в группу риска СОП;
2) несовершение несовершеннолетним правонарушений;
3) освоение несовершеннолетним образовательной программы;
4) отсутствие фактов бродяжничества несовершеннолетнего;
5) систематическое посещение занятий в общеобразовательной и профессиональной образовательной организации;
6) систематическое посещение занятий по программам дополнительного образования.