Филиал "Кебратская ООШ" МБОУ "Лесокамочка"
Пояснительная записка
Предпрофильный курс «Искусство видеть мир» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 13 часов. Программа модифицированная.
Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами языковой компетенции.
Подготовка учеников в системе гуманитарных предметов создает предпосылки для дальнейшего образования выпускников основной школы.
Целью данного предпрофильного курса является создание условий для пробы сил, необходимых в гуманитарном профиле обучения, а также возможно и в дальнейшей профессиональной деятельности; осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества; развитие образного мышления и творческих способностей учащихся.
Задачи курса: помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; способствовать положительной мотивации в выборе дальнейшего профиля обучения, возможно и сферы профессиональной деятельности; помочь учащимся проявить себя в литературном творчестве и ответить на вопрос: «Хочу ли я заниматься этим?»
Достижение поставленных целей и задач будет осуществляться на основе знаний литературных норм русского языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических), а также опыта написания сочинений, полученного в 5 – 8 классах.
Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
Содержание данного курса предлагает следующие возможности самоопределения:
- выбор вопросов для самостоятельного обучения;
- выбор тем и форм творческих работ.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
- на уроке во время обсуждений;
- при проверке выполнения творческих работ;
- при защите итоговой работы;
- при оформлении стенда.
Материальное оснащение программы:
- фото, иллюстрации;
- тексты для групповой и индивидуальной работы;
- электронные презентации, музыкальные фрагменты;
- словари, энциклопедии.
Содержание учебного курса
Введение (1ч.)
Творчество в жизни человека. Виды творчества. Необходимость развития и проявления творческих способностей. Литературное творчество – искусство слова. виды и жанры литературного творчества.
Этюд (2ч.)
Этюд как жанр. Особенности этюда: краткость, выразительность, оригинальность, выражение собственной позиции. Многообразие тематики. Этюды писателей.
Эссе (2ч.)
Эссе как жанр литературного произведения и как школьное сочинение. Признаки субъективизм, образность, афористичность. Индивидуальная импровизация, свободная манера изложения. История жанра. Разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные).
Очерк (2ч.)
Очерк как эпический жанр литературы. Особенности очерка: образность, типичность, конкретность, проблемность, публицистическая тональность. Документальные и художественные очерки. Различные виды и формы художественных очерков (лирико-философские, биографические, путевые заметки). История развития очерка. Разновидности современного очерка (публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк – портрет, очерк – исповедь, очерк - программа).
Дневник (2ч.)
Дневник как жанр эпистолярной прозы. Его особенности: повествование от первого лица, непринужденность выбора темы, композиционные возможности, свобода выражения мыслей и впечатлений, полное и глубокое раскрытие характера героя, его души. Дневники литературных героев и писателей.
Эпистолярный жанр (2ч.)
Переписка как повествовательный прием художественной литературы. Особенности: непринужденность, доверительность, документальность, убедительность. Использование формы письма в художественных произведениях, в публицистике, в критике, в жизни.
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию, жанру и композиции творческих работ (2 ч.).
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1. |
Введение. Творчество в жизни человека. |
1 |
2-3. |
Этюд как жанр. Особенности этюда. |
2 |
4. |
Эссе. История жанра. Признаки эссеистического стиля. |
1 |
5. |
Разновидности эссе. |
1 |
6. |
Очерк как жанр. История жанра. Особенности очерка. |
1 |
7. |
Документальные и художественные очерки. Разновидности современного очерка. |
1 |
8-9. |
Дневник как жанр, его особенности. Дневники литературных героев и писателей. |
2 |
10-11. |
Эпистолярный жанр. Его особенности, использование в литературе и жизни. |
2 |
12-13. |
Содержание, жанр и композиция творческих работ. Индивидуальные и групповые консультации. |
2 |
|
Итого: |
13 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного курса у учащихся сформируются следующие умения:
- определять тему и строить сочинение определенного жанра;
- самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать;
- использовать в сочинении разные типы речи;
- мобилизовать собственные наблюдения и эмоциональный опыт;
- использовать в работе произведения писателей;
- редактировать свою работу, анализировать работы других авторов;
- высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии.
Учащиеся:
- оценят свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- определятся с выбором дальнейшего профиля обучения, возможно и сферы профессиональной деятельности;
- проявят себя в литературном творчестве.