Рабочая программа предпрофильного курса «Искусство видеть мир» 9 класс

Пояснительная записка

Предпрофильный курс «Искусство видеть мир» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 13 часов. Программа модифицированная.

Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами языковой компетенции.

Подготовка учеников в системе гуманитарных предметов создает предпосылки для дальнейшего образования выпускников основной школы.

 Целью  данного предпрофильного курса является создание условий для пробы сил, необходимых в гуманитарном профиле обучения, а также возможно и в дальнейшей профессиональной деятельности; осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества; развитие образного мышления и творческих способностей учащихся.

Задачи курса: помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; способствовать положительной мотивации в выборе дальнейшего профиля обучения, возможно и сферы профессиональной деятельности; помочь учащимся проявить себя в литературном творчестве и ответить на вопрос: «Хочу ли я заниматься этим?»

Достижение поставленных целей и задач будет осуществляться на основе знаний литературных норм русского языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических), а также опыта написания сочинений, полученного в 5 – 8 классах.

 Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.

Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.

Содержание данного курса предлагает следующие возможности самоопределения:

- выбор вопросов для самостоятельного обучения;

- выбор тем и форм творческих работ.

Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:

- на уроке во время обсуждений;

- при проверке выполнения творческих работ;

- при защите итоговой работы;

- при оформлении стенда.

Материальное оснащение программы:

- фото, иллюстрации;

- тексты для групповой и индивидуальной работы;

- электронные презентации, музыкальные фрагменты;

- словари, энциклопедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Введение (1ч.)

Творчество в жизни человека. Виды творчества. Необходимость развития и проявления творческих способностей. Литературное творчество – искусство слова. виды и жанры литературного творчества.

Этюд (2ч.)

Этюд как жанр. Особенности этюда: краткость, выразительность, оригинальность, выражение собственной позиции. Многообразие тематики. Этюды писателей.

Эссе (2ч.)

Эссе как жанр литературного произведения и как школьное сочинение. Признаки субъективизм, образность, афористичность. Индивидуальная импровизация, свободная манера изложения. История жанра. Разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные).

Очерк (2ч.)

Очерк как эпический жанр литературы. Особенности очерка: образность, типичность, конкретность, проблемность, публицистическая тональность. Документальные и художественные очерки. Различные виды и формы художественных очерков (лирико-философские, биографические, путевые заметки). История развития очерка. Разновидности современного очерка (публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк – портрет, очерк – исповедь, очерк  - программа).

Дневник (2ч.)

Дневник как жанр эпистолярной прозы. Его особенности: повествование от первого лица, непринужденность выбора темы, композиционные возможности, свобода выражения мыслей и впечатлений, полное и глубокое раскрытие характера героя, его души. Дневники литературных героев и писателей.

Эпистолярный жанр (2ч.)

Переписка как повествовательный прием художественной литературы. Особенности: непринужденность, доверительность, документальность, убедительность. Использование формы письма в художественных произведениях, в публицистике, в критике, в жизни.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию, жанру и композиции творческих работ (2 ч.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение. Творчество в жизни человека.

1

2-3.

Этюд как жанр. Особенности этюда.

2

4.

Эссе. История жанра. Признаки эссеистического стиля.

1

5.

Разновидности эссе.

1

6.

Очерк как жанр. История жанра. Особенности очерка.

1

7.

Документальные и художественные очерки.  Разновидности современного очерка.

1

8-9.

Дневник как жанр, его особенности. Дневники литературных героев и писателей.

2

10-11.

Эпистолярный жанр. Его особенности, использование в литературе и жизни.

2

12-13.

Содержание, жанр и композиция творческих работ. Индивидуальные и групповые консультации.

2

 

Итого:

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения данного курса у учащихся сформируются следующие умения:

- определять тему и строить сочинение определенного жанра;

- самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для   передачи содержания, систематизировать его и логически излагать;

- использовать в сочинении разные типы речи;

-  мобилизовать собственные наблюдения и эмоциональный опыт;

- использовать в работе произведения писателей;

- редактировать свою работу, анализировать работы других авторов;

-  высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии.

Учащиеся:

- оценят свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- определятся с выбором дальнейшего профиля обучения, возможно и сферы профессиональной деятельности;

- проявят себя в литературном творчестве.