Рекомендации учителям-предметникам
- Необходимо
согласовать требования всех учителей-предметников.
- Учитывайте
трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в
выборе терминологии, подборе методических приемов.
- Создайте
атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с
учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
- Уделяйте
особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие
необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);правильность
оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
- Сделайте
нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к
уроку на перемене;прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни
ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за
парты, для развернутого ответа выходим кдоске.
- Урок
заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
- Домашнее
задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать
инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить
чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех.
- Не
перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с
учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
- Следите
за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Учитель-предметник
должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов
деятельности, включать физминутку.
- На
уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная
задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
- Новые
виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
- Особое
внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
- Обучающиеся
должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила
по технике безопасности, правила дежурных.
- Ежедневно
в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
- Задача
учителя - знать затруднения в усвоении учебного материаласвоевременно прийти на
помощь.
- На
заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях
выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический
режим, критерии оценок).
- Развивайте
общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
- Налаживайте
эмоциональный контакт с родителями учащихся.
- Никогда
не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна
быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее
снижению.
- Замечайте
положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать
«Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
- Развивать
рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими
глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного
приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных
(учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений
школьника, возможностей и перспектив его развития.
- Развивайте
навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь
признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
- Разнообразьте
методику работы в группах, в парах, индивидуально.
- Не
создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные
работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом
личностных особенностей и достижений каждого ученика.
- Наряду
с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший
ответ, справился» и т. д.).
- Используйте
систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности
родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
- Поддерживайте
контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье,
семейных отношениях.
- Не
допускайте педагогического манипулирования.
- В
течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
- Грамотно
используйте дневник учащегося для связи с родителями.
- Учитывайте
в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности
пятиклассника в течение дня, недели.
- Учитывайте
индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с
ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная
активность и т. д.
- Помните,
идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
- Объясняя
новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
- Опирайтесь
в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в
учебниках.
- Создавайте
ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в
себя и свои силы.
- Корите
ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и
не давая негативного прогноза на будущее.
- Будьте
с детьми вежливыми.
- Вызывайте
к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
- Не
используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания
дисциплины.
- Успокойте
ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
- Вызывая
к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в
голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и
успокоиться.
- Вызвав
ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не
имеющими отношения к объясняемому материалу.
- Вызвав
ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над
душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
- Пресекайте
попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
- Когда
ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по
голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
- Если
ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из
одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
- Сообщать
заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а
не после ответа у доски).
Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно
сыть бесконфликтным».