Рекомендации по выполнению домашних заданий

Нужно помогать ребенку, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Необходимо чаще играть с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывать кроссворды, головоломки, шарады.

Нужно приучать ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогать  ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка.

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Формируйте информационную компетентность ребенка (покупайте ему энциклопедии, словари и справочники по различным предметам, справочники на информационных носителях и учите его пользоваться ими).

Следите за соблюдением санитарно-гигиенических норм ребенком (освещение, проветривание, мебель, соответствующая росту, правильная осанка, чередование умственного труда с физическими упражнениями и отдыхом).

Продолжительность подготовки домашних заданий не должна превышать

В 6 классах – 2,5 часа

В 7 – 8 классах – 3 часа

В 9 – 11 классах – 4 часа

Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка

Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.

Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Готовые домашние задания из Интернета и решебников использовать только в целях проверки.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять за­дания и сколько времени понадобится на каждое из них.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.

Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.

Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

При выполнении домашнего задания можно использовать источники дополнительной информации.

Готовые домашние задания из Интернета и решебники использовать только для проверки уже выполненных заданий.

^ Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ученику при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

 

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

П — просмотри текст (бегло).

П — придумай к нему вопросы.

П — пометь карандашом самые важные места.

П — перескажи текст (используя ключевые слова).

П — просмотри текст повторно.

Рекомендации по выполнению типичных заданий (памятки)

Русский язык

На страницах учебников, используемых в школе, вы найдете необходимую информацию по выполнению типичных заданий. В помощь мы предлагаем вам лишь дополнительные рекомендации, не входящие в применяемые учебники. Эти рекомендации учителя считают важными.

Как подготовить домашнее задание по русскому языку.

1. Выполнение домашнего задания начинайте с работы над ошибками.

– Повторите правила, которые забыли.

– Выучите или повторите заданное правило.

– Придумайте свои примеры на это правило.

2. Прочитайте задание для упражнения.

3. Прочитайте все упражнение. Устно выполните задания к нему.

4. Выполните упражнение письменно.

5. Проверьте всю работу.

Как научиться списывать текст.

1. Прочитайте весь текст, как говорите.

2. Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.

3. Повторите предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнили ли.

4. Найдите орфограммы в списываемом предложении.

5. Прочитайте предложение так, как оно написано (как будете себе диктовать во время письма).

6. Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.

7. Пишите, диктуя себе так, как проговаривали последние два раза.

8. Проверьте написанное:

– читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;

– подчеркните (выделите) орфограммы в написанном;

– сверьте каждую орфограмму с исходным текстом (*).

9. Продолжайте работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.

10. Прочитайте по тетради весь текст выразительно.

 

Правило проверки письменных работ.

1. Проверьте предложение по смыслу, то есть:

– прочитайте предложение вслух;

– проверьте, подходят ли слова друг к другу;

– нет ли пропуска слов в предложении;

– о чем говорится в предложении, бывает ли так.

2. Проверьте написание предложения:

– читайте, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска букв, замены?);

– читайте, начиная с последнего слова, проверяйте орфограммы.

3. Внимательно прочитайте записанное предложение еще раз.

^ Чтение.

Окружающий мир

Как показывает практика, младшие школьники домашнее задание готовят в разном темпе, некоторые испытывают большую трудность при выполнении устных заданий по различным предметам. Наши памятки не являются обязательными, но надеемся, что они помогут, если ваш малыш затрудняется, например, выучить наизусть стихотворение или подготовить пересказ текста, если он не знает, как выполнить домашнее задание по курсу «Окружающий мир» или по чтению.

Как выучить стихотворение.

1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.

2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.

3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитайте стихотворение еще 2–3 раза. Постарайтесь его запомнить.

5. Через несколько минут повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы еще 2–3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном еще раз повторите стихотворение.

8. Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом расскажите его наизусть.

Как подготовить пересказ текста.

1. Внимательно прочитайте рассказ вслух, не торопясь.

2. Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.

3. Разделите текст на логически законченные части.

4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть.

5. Рассказывайте, придерживаясь плана. Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.

6. При необходимости прочитайте текст еще раз. Проверьте себя.

 

Как подготовить домашнее задание по курсу «Окружающий мир».

1. Вспомните, не открывая учебник, о чем узнали на прошлом уроке:

– О чем рассказал учитель?

– Какие ставили опыты?

– Какие проводили наблюдения?

– Какие рассматривали картины, таблицы или карты?

2. Прочитайте в учебнике вопросы к уроку, ответьте на них.

3. Прочитайте текст заданного раздела учебника.

4. Подготовьтесь отвечать по теме урока:

– Придумайте (составьте) план ответа.

– Расскажите материал по этому плану.

– Постарайтесь не просто рассказать, но и привести примеры из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг.

– Сделайте выводы.

– Откройте учебник. С помощью рисунков, текста и выводов учебника проверьте, как вы усвоили материал.

5. Выполните задания учебника в конце раздела.

Как подготовить домашнее задание по чтению.

1. Откройте книгу на нужной странице.

2. Вспомните, что узнали на уроке.

3. Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. По ходу чтения ставьте знаки ударения над словами.

4. Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.

5. Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.

6. Разделите рассказ на части, озаглавив их.

7. Перескажите текст по плану.

8. Ответьте на вопросы и выполните задания учебника.

9. Прочитайте текст еще раз выразительно.

Система специальных упражнений, отрабатывающих скорость и правильность чтения.

Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя систему специальных упражнений. Вот некоторые из них:

1. ЕЖЕДНЕВНОЕ чтение про себя.

2. ЕЖЕДНЕВНОЕ домашнее чтение ВСЛУХ, фиксирование результатов в читательском дневнике.

3. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.

4. Чтение с КАРАНДАШОМ В РУКАХ:

– Деление на слоги.

– Постановка знаков ударения.

– Подчеркивание непонятных слов и выражений.

5. Режим ЩАДЯЩЕГО чтения (мало текста при большом рисунке).

6. Обязательное чтение ПЕРЕД СНОМ или в течение дня.

7. Чтение до ПЕРВОЙ ОШИБКИ с замером количества слов.

8. Чтение в темпе СКОРОГОВОРКИ.

9. МНОГОКРАТНОЕ чтение в паре или индивидуально.

10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста.

11. Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа: «НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧАСТОТА».

Математика

На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ребенок понимал смысл выполняемых действий, то есть зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых задачах, так как задача – это жизненная ситуация, требующая решения.

Учителя отобрали для вас и переработали самые необходимые сведения и рекомендации по работе над задачами, уравнениями и числовыми выражениями.

Работа над задачей.

1. Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.

2. Докажите, что это задача (выделите условие и вопрос задачи).

3. Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.

4. Запишите задачу кратко или выполните чертеж.

5. Если задача составная (сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать сначала, а что – потом.

6. Составьте план решения задачи.

7. Запишите и прочитайте решение задачи. Проверьте его.

8. Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.

Виды краткой записи:

? рисунок;   ? чертеж;    ? схема;  ? опорные слова;  ? таблицы;   ? графы;  ? круги Эйлера-Венна.

Виды записи решения:

? по действиям;  ? выражением;  ? уравнением; ? полуписьменно;  ? по вопросам;

 ? с пояснением;  ? без пояснения.